07-04-14 / 2014
Новости отрасли
Украинские вагоны никому не нужны

Украинские предприятия, выпускающие грузовые вагоны, уже в самое ближайшее время могут полностью остановить производство. Это связано как с общим падением вагонного рынка в странах СНГ, так и с крайне низким качеством украинской продукции. Если в целом в СНГ за первые два месяца нынешнего года выпуск грузовых вагонов сократился примерно на четверть, до 11 тыс. штук, то на Украине он обвалился сразу на три четверти, до 968 штук. При этом больше всех пострадали три крупнейших украинских предприятия: «Азовмаш» и Крюковский и Стахановский вагоностроительные заводы — их продажи в среднем сократились на 83%. И понятно почему.

Не секрет, что основной рынок сбыта продукции украинских заводов — Россия, где уже несколько лет наблюдается колоссальный излишек вагонов различных типов. Еще в конце 2012 года, по оценкам РЖД, излишек одних только полувагонов составлял порядка 150 тыс. штук. Это примерно треть всего российского парка вагонов этого типа, или объем производства всех заводов СНГ за два года. Сейчас из-за продолжающегося падения погрузки на сеть РЖД излишек вагонов различных типов уже вплотную приближается к 200 тыс. единиц. В результате экспорт украинских вагонов в нашу страну с начала года сократился почти на 85%. Если год назад украинские предприятия продавали в Россию примерно по 2750 вагонов в месяц, то сейчас не более 350. А в денежном выражении падение украинского вагонного экспорта выглядит еще более драматично. По расчетам гендиректора консалтингового агентства «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, за январь-февраль он сократился на 88,5% и составил немногим более 40 млн долларов. Это связано с тем, что средняя экспортная цена одного украинского вагона также резко снизилась — с 75 тыс. до 57 тыс. долларов.

Но даже такой демпинг не смог подстегнуть спрос. Как заявил в интервью «Коммерсанту» глава операторской компании «Спецэнерготранс» Максим Мироненко, закупки техники у украинских заводов были прекращены, так как в условиях переизбытка вагонов на рынке необходимость пополнения парка отсутствует.

Сейчас украинские заводы продают свои вагоны в небольших объемах только аффилированным с ними предприятиям. Но очевидно, что долго так продолжаться не может, так как спрос на вагоны на самой Украине и в Казахстане очень низкий. Такая ситуация для украинских предприятий вполне может обернуться многомесячным простоем производств, что неизбежно приведет к сокращению персонала, а возможно, и к банкротству. Так, на днях стало известно, что в феврале «Азовмаш» уже приостановил ряд производств и отправил в отпуск часть своих сотрудников. Не исключено, что в ближайшее время его примеру последуют Крюковский и Стахановский заводы. Во всяком случае никаких признаков того, что ситуация может быстро измениться к лучшему, пока нет. И дело тут не только в неблагоприятной конъюнктуре на вагонном рынке СНГ, но и в качестве самих украинских вагонов.

В начале октябре прошлого года Росжелдор приостановил действие сертификатов на поставку в Россию большинства вагонов мариупольского «Азовобщемаша» (входит в «Азовмаш»), «Днепровагонмаша» и Крюковского вагонного завода из-за низкого качества ряда комплектующих, в частности колесных тележек производства Кременчугского сталелитейного завода. И хотя в конце октября действие некоторых сертификатов было возобновлено, под запретом по-прежнему остаются поставки в Россию некоторых полувагонов, цементовозов и крытых вагонов. Между тем последние события ясно свидетельствуют, что принимаемые меры должного воздействия на украинских производителей не возымели. Так, 12 февраля в Амурской области сошло с рельсов несколько вагонов с углем из-за излома тележки, выпущенной Кременчугским сталелитейным заводом. Спустя неделю такая же ситуация повторилась в Забайкальском крае, а затем и в Приморском крае, где на участке Находка — Боец Кузнецов сошло с рельсов сразу десять вагонов с углем. И во всех случаях причинами аварии признавались некачественные украинские комплектующие. Так что частичный запрет на ввоз в Россию дефектных украинских вагонов вполне может быть продлен на неопределенный срок. И если это произойдет, то никаких шансов на возрождение украинской вагоностроительной отрасли не останется.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Эксперт07.04.2014