17-09-14 / 2014
Новости отрасли
Украинские порты наращивают грузоперевалку, но теряют контейнерный поток

Украинские порты наращивают грузоперевалку, но теряют контейнерный поток.

Морские торговые порты (МТП) континентальной Украины компенсировали отечественной транспортной отрасли потерю крымских водных гаваней и удерживают рост производства. По итогам января-августа МТП увеличили перевалку грузов на 7,1?% (до 91,2 млн т) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в сообщении Администрации морских портов Украины (АМПУ).

Но позитивная динамика наблюдалась далеко не во всех секторах. За указанный период выросла главным образом перевалка экспортных грузов (на 15,7?% до 66,259 млн т), зато импортных - сократилась на 15,5?% (до 9,644 млн т), транзитных - на 3,6?% (до 14,46 млн т), а контейнеропоток упал на 11,2?% (до 450,4 тыс. TEU). Положительную динамику демонстрирует переработка наливных и сухих грузов, их поток возрос на 8,8?% (до 9,964 млн т) и 6,6?% (до 59,271 млн т), соответственно.

Можно и лучше

Общие результаты работы портов могли быть еще выше, если бы не снижение переработки руды, кокса, стройматериалов, а также химических и минеральных удобрений, сетует, анализируя ситуацию, начальник службы эксплуатации АМПУ Юрий Власов. Так, перевалка руды упала на 7,1?% (до 21,3 млн т), кокса - почти на 16?% (до 997 тыс. т), а строительных грузов и минеральных удобрений на 16,7?% (до 2,3 млн т) и 34,5?% (2,7 млн т), соответственно. Падение транзитного грузооборота Власов объяснил тем, что он был направлен преимущественно в направлении Украина - Россия (и обратно), и сейчас этот грузопоток объективно сокращается из?за ситуации в восточной части страны.

Что касается контейнерных перевозок, то, по мнению специалистов, они снижаются из?за дороговизны обслуживания в украинских портах. Президент Ассоциации контейнерных линий Украины Стефан Кленчу в ходе международного Черноморского контейнерного саммита 2014, проходившего на днях в Одессе заявил, что именно высокие расходы в портах страны препятствуют приходу новых судоходных операторов в Украину. Это уже привело к тому, что Украина в этом году потеряла позицию лидера черноморского региона в перевалке контейнеров. Он указывает на то, что обслуживание судна класса Post-Panamax вместимостью 6,5 тыс. TEU в Украинских портах обходится в $?100 тыс., тогда как порты Румынии и Турции берут $?60 тыс., Италии - менее $?40 тыс., а Греции и Египте - около $?20 тыс. По словам специалиста, клиентов смущают не только высокие тарифы украинских портов, но и не соответствующий этим тарифам низкий уровень сервиса.

Ориентация на перспективу

Сегодня АМПУ пытается привлечь грузопотоки за счет улучшения портовой инфраструктуры, в частности - проведения дноуглубительных работ в различных портах. Так, например, в порту "Южный" благодаря этим работам проходная осадка для судов увеличилась с 14,5 до 18,5 м. Это позволяет экономить время и деньги на дозагрузке судов на рейде, делая полную загрузку прямо у причала, говорит Юрий Власов. По его словам, повышение уровня проходимости должно увеличить количество заходов судов типа Capesize, похожие программы действуют и в других портах. Примечательно, что государство не забыло и о портах второго эшелона, и до конца года планирует увеличить проходную осадку для судов в восьми таких гаванях. Кроме того, сегодня Минифраструктуры работает на тем, чтобы упростить доступ к причалам и другой инфраструктуре в портах, а также планирует ввести единую прозрачную систему тарифообразования, заявил "Капиталу" заместитель директора департамента государственной политики в сфере морского и речного транспорта Мининфраструктуры Роман Когут.

$100 тыс. стоит грузоотправителю обработка контейнеровоза в украинских портах, в Румынии и Турции - почти вдвое дешевле

На сегодняшний день Минифрастуктуры ставит задачу улучшить условия работы по перевалке контейнерных грузов в портах. По словам Когута, сейчас ставится задача перетянуть часть контейнерного потока в с страну из румынского порта Констанца. Чтобы реализовать такие планы, Минифраструктуры разрабатывает специальные тарифы и рассчитывает упростить процедуру таможенного оформления, из?за которой в последнее время Украина теряла клиентов. Когут пояснил, что из?за коррупционной составляющей проверка грузов в контейнерах могла тянуться сутками, а в некоторых случаях простои доходили до одного месяца. Готовящаяся сегодня нормативно-правовая база предлагает возложить оплату простоя контейнера на таможенника, если будет доказана его вина.

Впрочем, по мнению участников рынка, для полноценного развития портов и привлечения грузовладельцев этих мер не достаточно. Генеральный директор компании "Бруклин-Киев" Юрий Губанков в комментарии "Капиталу" сообщил, что достаточно весомым фактором в развитии портового хозяйства является статус стратегических важных инфраструктурных объектов в порту. Например, устаревшие и недееспособные склады считаются стратегически важными объектами, но на практике государство только несет затраты на их содержание, а эффекта не получает. По словам Губанкова, нужно ускорить принятие правительственного законопроекта, исключающего из списка не подлежащих приватизации такого рода объектов: "Если этот документ примут, то государство получит прямые средства от продажи и дополнительные поступления в бюджет от аренды за землю вокруг этих объектов инфраструктуры". В свою очередь инвесторы сами будут искать способ улучшить условия в порту для привлечения новых грузовладельцев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ПортНьюс17.09.2014