26-05-17 / 2017
Новости отрасли
Украинская колея: трудности перевода

На днях в интернете распространилась информация о планах Украины относительно изменения ширины железнодорожной колеи с привлечением к решению этого вопроса опыта французских коллег. Тема железных дорог обсуждалась 19 мая на Шестом заседании украинского-французской рабочей группы по вопросам транспорта. "Украинская сторона выразила заинтересованность в привлечении опыта специалистов железнодорожной отрасли Франции относительно строительства нового подвижного состава в том числе с применением системы изменения ширины колеи для подвижного состава. Французская сторона рассмотрит возможность экспертно-консультационной помощи и будет способствовать привлечению средств Европейского Союза для получения технической помощи в реализации проекта по системе изменения ширины колеи в Украине", – говорится в сообщении пресс-службы Мининфраструктуры, но остается неясным, что же в итоге будет меняться – подвижной состав или ширина колеи?

Вопрос интероперабельности железных дорог между "пространством 1520" и Европой поднимается уже достаточно давно. Существуют директивы Евросоюза в части железнодорожных перевозок, которым перевозчики должны соответствовать, чтобы работать в европейской транспортной системе. С 2007?года специалисты "Укрзализныци" работают в общей международной группе Европейского Агентства железнодорожного транспорта (ERA), которая была основана Советом Европы на совещании министров транспорта стран-членов ЕС с целью проведения анализа возможного взаимодействия систем колеи 1520 мм и 1435 мм (сокращенное название – ТSІ). Ранее финансирование на развитие железных дорог получали и другие страны постсоветского пространства – Латвия, Литва и Эстония.

Однако, даже прежде "подгонки" под евростандарты, железным дорогам Украины безотлагательно требуется реновация – специалисты говорят об этом уже давно. Изношены и пути, и подвижной, и тягово-подвижной состав. В ноябре прошлого года "Укрзализныця" объявила о том, что до 2021 года собирается потратить порядка 108 млрд гривен на обновление подвижного состава. Планируется, что поставщиками грузовых вагонов и полувагонов станут "Крюковский вагоностроительный завод", а также заводы Белоруссии и Молдовы.

О том, что на реализацию проекта по изменению ширины колеи железной дороги потребуются огромные средства, эксперты говорят в один голос. "Стоить это будет дорого и сделать быстро не получится", – говорит главный экономист ПФ "Капитал" Евгений Надоршин. В случае транзита, если именно его планируют развивать, он видит решением как раз использование подвижного состава с изменяемой шириной колеи.

Политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко настроен более пессимистично и уверен, что менять вообще ничего не будут: "И переложить колею, и закупить новый подвижной состав стоит огромных денег (миллиарды долларов), которых на Украине просто нет. Так что, скорее всего, это просто очередной пиар-ход".

Официального ответа, что будут менять на украинских железных дорогах – ширину колеи или подвижной состав, от "Укрзализныци" "РЖД-Партнер" не получил. Однако понятно, что для транзитного потока через Украину грузов с "пространства 1520" нет никакой разницы, на какой границе будет происходить замена тележек вагонов. Также стоит вспомнить, что дороги с "русской колеей" успешно эксплуатируются в Словакии, Польше, Венгрии и Румынии, а Финляндии стандарт ширины колеи в 1524 мм совершенно не помешал "евроинтегрироваться".

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру26.05.2017