16-05-17 / 2017
Новости отрасли
Украина ввела санкции в отношении ФГК, продлила для ПГК и ряда ж/д операторов

Украина ввела санкции в отношении "дочки" ОАО "Российские железные дороги" - АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК).

Президент Украины Петр Порошенко указом от 15 мая ввел в действие соответствующее решение Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) от 28 апреля 2017 г. об ограничительных мерах. Срок действия - 1 год.

"Федеральная грузовая компания" - второй по величине владелец грузовых вагонов в РФ. Оператор был создан в ходе реформы железнодорожного транспорта страны на базе парка ОАО "Российские железные дороги". Сейчас ФГК управляет около 150 тыс. вагонов, в том числе полувагонами, крытыми вагонами, платформами и цистернами. Работают представительства на Украине и в Казахстане. Компания принадлежит РЖД.

Согласно приложению к указу, в отношении ФГК применено "блокирование активов" - "временно ограничено право пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом". Кроме того, ограничены торговые операции компании на Украине, полностью прекратится транзит ресурсов и перевозки на территории этой страны, приостанавливается выполнение экономических и финансовых обязательств.

Три последние ограничительные меры также введены в отношении АО "СГ-транс" (СГТ), АО "Нефтетранссервис" (НТС) и входящего в него ЗАО "Промтрансинвест " (ПТИ), а также лизинговые компании "Сбербанк Лизинг" (СБЛ, структура Сбербанка) и "Рейл1520" (входит в состав группы "Объединенная вагонная компания" (ОВК) Александра Несиса и его партнеров).

"СГ-транс" - крупнейший в РФ собственник подвижного состава для перевозки сжиженных углеводородных газов и легкого углеводородного сырья. В настоящее время в управлении - более 25 тыс. вагонов (в том числе более 17 тыс. цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов и около 8 тыс. нефтеналивных цистерн), а также 700 танк-контейнеров и 350 фитинговых платформ. 50% СГТ - у группы инвесторов, среди которых - член Совета Федерации РФ Александр Бабаков и владелец банка Центрокредит Андрей Тарасов. Другие 50% "СГ-транса" владеет ООО "Вектор рейл" Алексея Тайчера, а также его партнеров Руслана и Тимура Бабаевых.

"Нефтетранссервис" занимается перевозками грузов по железной дороге, фокусируясь на транспортировке нефти и нефтепродуктов, железной и марганцевой руд, черных металлов, угля и строительных материалов в РФ и Казахстане. В управлении - более 55 тыс. цистерн и полувагонов, а также 54 локомотива. 100% акций НТС принадлежат братьям Вячеславу и Вадиму Аминовым, а также Алексею Лихтенфельду.

Минувшей осенью подвижной состав "СГ-транса", "Нефтетранссервиса", "Промтрансинвеста" и "Рейл 1520" ранее уже попал под действие украинских ограничений. С 31 октября был введен запрет на въезд в эту страну цистерн этих российских компаний, включенных в список украинских санкций. Тем самым был исполнен указ президента Украины N467/2016 "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины Петра Порошенко.

До этого Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины (Укрзализныця) 21 октября разослала телеграмму с запретом на перевозку грузов в вагонах некоторых российских железнодорожных операторов. Она запрещала перевозку всех грузов и порожних вагонов, в том числе транзит по территории Украины вагонов в собственности, в частности этих пяти компаний.

В ответ с 3 ноября РФ запретила перевозку из страны и транзит грузов в цистернах 10 компаний Украины - - ПАО "Укрспецтрансгаз", ООО "Укррос-Транс", ООО "Евразия Транс Сервис", ПАО "Днепровский КПК", ЧП "Лизинговая компания ВЛ", ДП "Трансгарат-Украина", ООО "Риф-Транс-Лтд", ГП "Укрспецвагон", ООО "ТД "Западный", ПАО "Стрыйский ВРЗ". Решение было принято "на основании правительственной телеграммы Федерального агентства железнодорожного транспорта от 2 ноября" и устава железнодорожного транспорта РФ на неопределенный срок ("до отмены").

Первой под украинские санкции попало АО "Первая грузовая компания" (ПГК, актив группы UCL Владимира Лисина) - крупнейший в РФ железнодорожный оператор. Группе принадлежит около 170 тыс. вагонов различных типов, большая часть из них - полувагоны. Помимо ж/д активов она объединяет стивидорные компании на северо-западе и юге страны и крупные российские судоходные предприятия. ПГК работала на Украине до середины 2015 г., однако подпала под ее санкции (причина такого решения осталась не до конца понятной). Они были распространены как на саму "Первую грузовую", так и на ее 100%-ную "дочку" - ООО "Первая грузовая компания на Украине". В отношении них предусмотрен полный запрет на "транзит ресурсов и перевозок по территории Украины".

В.Лисин, впрочем, заявлял "Интерфаксу", что украинские санкции не имели большого влияния на бизнес компании. "Это не ахти какой объем в принципе", - говорил он, выражая уверенность, что "Первая грузовая компания" сможет загрузить свои вагоны, высвободившиеся после введения Украиной запрета на перевозки в отношении оператора, за счет образовавшегося на рынке РФ дефицита подвижного состава. Возможные причины введения санкций, по словам бизнесмена, ему неизвестны. "С точки зрения внутренней (логистики - ИФ) объем небольшой, явно кому-то там наступили на хвост. Думаю, что там какие-то были перевозки до нас, которые мы забрали на себя. По всей видимости, кто-то обиженным остался", - делал предположение бизнесмен.

Нынешний указ фактически продляет на год санкции в отношении "Первой грузовой компании" и "ПГК на Украине" с той же формулировкой - "полное прекращение транзита ресурсов и перевозок" по территории этой страны.

Кроме того, санкции продлены и в отношении ЗАО "Трансмашхолдинг" (ТМХ). Они были введены в октябре. На Украине находится принадлежащее ТМХ ПАО "Лугансктепловоз" (зарегистрировано в Северодонецке Луганской области). Санкции включали блокирование активов - временное ограничение права пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, ограничение торговых операций на территории Украины, препятствование выводу капитала за пределы страны. Теперь они продлены еще на год.

"Трансмашхолдинг" - крупнейший в РФ производитель подвижного состава для рельсового транспорта. Предприятия группы расположены в Санкт-Петербурге, Брянске, Пензе, Твери, Московской, Ростовской и Саратовской областях, а также на Украине и в Казахстане. Около 33% акций материнской компании ТМХ владеет французский концерн Alstom, остальные акции находятся в собственности Искандера Махмудова и Андрея Бокарева, а также структур "Трансгрупп".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс16.05.2017