15-06-18 / 2018
Новости отрасли
Украина потеряла транзит по морю, на очереди – железная дорога?

ПАО "Укрзализныця" прекратило все операции с подвижным составом 60 российских компаний, внесенных в санкционный список СНБО Украины. Такое решение негативно повлияло на транзитные перевозки через страну. Тающие грузопотоки

Транзитные грузоперевозки, по оценкам участников рынка, через Украину в текущем году ощутимо сократились. Этот процесс продолжается уже в течение трех последних лет. В частности, как отметил директор по стратегическому развитию и инвестиционной политики ПАО "Укрзализныця" Антон Саболевский, перевозки транзита контейнерными поездами демонстрировали положительную динамику только до 2016 года.

Сейчас на постоянной основе в Украине курсируют 11 контейнерных поездов, в том числе всего 5 транзитных, в которых по территории Украины было перевезено 73,7 тыс. TEU в 2017 году – это 25% от общего объема проследовавших по сети контейнеров.

Сейчас сведения об объемах транзитных перевозок через РФ в Украине не публикуется. Однако, по данным компаний, он сведен к минимуму: многие трансъевропейские перевозки пойдут мимо Украны – через Белоруссию и страны Балтии, отметил ведущий аналитик ГК "ТелеТрейд" Марк Гойхман.

Кого гонят с украинского рынка?

С 2015 года в телеграммах ОАО "РЖД" периодически предупреждалось о вводимых для ряда российских компаний в Украине ограничениях на перевозки грузов. Последнее такое сообщение было опубликовано недавно. В нем список компаний расширен.

Решение ПАО "Укрзализныця" мотивировано необходимостью выполнять очередное указание президента Украины Петра Порошенко о расширении санкций в отношении российских компаний.

"В соответствии с указом президента Украины от 14 мая 2018 г. № 126 в связи с введением в действие решение СНБО Украины от 2 мая 2018 г. "О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)" с 8 июня 2018 г. был введен запрет перевозок до его отмены", – отмечалось в сообщении ПАО "Укрзализныця".

Двойная игра Укрзализныци

Вместе с тем, как сообщил представитель украинского железнодорожного холдинга, сейчас грузовая работа и перевозка грузов во всех видах сообщения на сети ПАО "Укрзализныця" осуществляется в бесперебойном режиме. Железнодорожный транспорт работает стабильно, обеспечивая потребности экономики.

Как уточнили в компании, указанные в списке предприятия практически не присутствуют на рынке Украины. А работающие руководители экспедиторских организаций получили разъяснения, что железная дорога как часть единой транспортной системы Украины по-прежнему предоставляет услуги российским грузоотправителям.

Таки образом, деятельность ПАО "Укрзализныця", с одной стороны, в полной мере отвечает требованиям национальной безопасности, с другой – продолжает осуществлять в штатном режиме внешнеторговые перевозки по заказам основных предприятий, операторов и экспедиторских организаций, отметил представитель перевозчика.

Малые операторы в безопасности

В основном в Украине под запрет попали те операторы, которые выполняют рейсы в Крым, сообщила инженер по железнодорожным и мультимодальным перевозкам ООО "Транс-Агент Групп" Галина Боровик.

Вместе с тем, по ее словам, в РФ есть множество небольших компаний, которые по-прежнему отправляют свои вагоны в Украину.

В основном перевозки направлены в центральную часть Украины. Транзит также едет через Украину. Однако на некоторых погранпереходах можно столкнуться с задержками. Например, сложная ситуация сложилась на границе с Румынией. Там вагоны могут быть временно отставлены от движения.

На российско-украинских погранпереходах риски задержек поездов сопоставимы с другими внешнеторговыми направлениями, по которым следуют грузы из РФ. Многое зависит от типа грузов и нюансов их таможенного оформления. "По нашей компании, например, особых задержек я не отмечаю", – сказала Г. Боровик.

Морской гамбит

Ситуация складывается неоднозначная: с одной стороны, ПАО "Укрзализныця", хочет получить дополнительные объемы грузов и работает с клиентами в РФ, а с другой – вынуждено от них отказываться. Такая двойная игра уже привела к потере морского транзита – закрытию территориальных вод Украины для судов под российским флагом.

С этого момента российский морской транзит через Украину практически иссяк, отметил директор НП "Северо-Западный информационно-аналитический центр транспортной логистики" Михаил Пимоненко. Ведь, в свою очередь, Россия приняла зеркальные меры. В итоге грузы ушли в порты соседних стран Балтии.

Потери могут быть весьма болезненными для Украины. Причина не только в российском транзите. Его доля в объеме перевозок ПАО "Укрзализныця" несущественна. Сеть, в сравнении с предыдущими годами, потеряла транзит. Более существенная проблема для украинской стороны заключается в изношенности вагонного парка (около 90%), который компенсируют российские операторы. Если они отзовут свой подвижной состав, который оборачивается на сети ПАО "Укрзализниця", Украина может столкнуться с серьезным дефицитом парка, поясняет коммерческий директор ХК "Логопром" Алексей Безбородов.

Спор за вагоны

По мнению некоторых экспертов, именно украинские вагоностроители больше всех заинтересованы в продвижении санкций против российских железнодорожных операторов. Возможно, таким образом они рассчитывают вытеснить российский подвижной состав с украинской сети и тем самым заставить заказывать вагоны у украинских заводов на внутреннем рынке.

Вопрос в том, где взять деньги на приобретение нового подвижного состава. В Украине нет средств на обновление парков. Их не хватает и на инфраструктуру: ПАО "Укрзализныця" в ее развитие практически ничего не вкладывает. В такой ситуации вытеснение российского подвижного состава с рынка выглядит недальновидным решением.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру15.06.2018