01-02-21 / 2021
Новости отрасли
Уголь, зерно и удобрения подстегнули ж/д погрузку в РФ в январе к 1% роста на фоне низкой базы

Погрузка на сети ОАО "Российские железные дороги" в январе 2021 г. выросла на 1% (или примерно на 1 млн тонн), до 101,2 млн тонн, сообщила компания.

В среднесуточном выражении она составила 3,264 млн тонн, сообщил источник "Интерфакса", знакомый с деятельностью монополии; согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) РФ в январе 2020 г. отправлялось по 3,235 млн тонн в среднем в сутки.

Наибольшую прибавку в погрузке в январе дал каменный уголь - 1,52 млн тонн или 5,2% (до 30,8 млн тонн), зерно - 1,11 млн тонн (до 2,7 млн тонн), а также удобрения - 0,55 млн тонн или 10,6% (до 5,7 млн тонн). На 0,29 млн тонн подросли отправки лесных грузов (+9,4%, до 3,4 млн тонн), на 0,25 млн тонн - лома черных металлов (+39%, до 0,9 млн тонн), на 0,18 млн тонн - промышленного сырья и формовочных материалов (+8,4%, до 2,3 млн тонн), на 0,08 млн тонн - цветной руды и серного сырья (+5,3%, до 1,6 млн тонн), на 0,04 млн тонн - кокса (+4,4%, до 0,9 млн тонн).

В то же время, на 1,92 млн тонн снизилась погрузка нефти и нефтепродуктов (-9,6%, до 18 млн тонн), на 0,69 млн тонн - черных металлов (-10,8%, до 5,7 млн тонн), на 0,32 млн тонн - строительных грузов (-3,8%, до 8,1 млн тонн), на 0,29 млн тонн - железной и марганцевой руды (-2,9%, до 9,8 млн тонн), на 0,13 млн тонн - химикатов и соды (-5,9%, до 2,1 млн тонн). Незначительно снизились отправки цемента (-0,1%, до 1,2 млн тонн).

Как сообщалось ранее, динамика погрузки начала проседать к концу 2019 г., и в начале 2020 г. тренд сохранился. "Российские железные дороги" связывали проседание показателя с ухудшением эпидемиологической обстановки, "началом замедления мировой экономики" и срывом сделки OPEC+. В апреле падение достигло 5,9%, и лишь после этого началось восстановление.

В "плюс" (+0,3%) помесячная динамика вышла в октябре. В ноябре, правда, она вновь просела до "минус 0,7%". "В принципе, даже и в ноябре, по нашим оценкам, должен был быть позитивный результат, но там из-за погодных условий на Дальнем Востоке было некоторое снижение погрузки угля", - пояснял недавно замглавы "Российских железных дорог" Алексей Шило.

В любом случае, зимой на фоне более низкой базы годом ранее рост возобновился. В декабре, в частности, объемы отправки увеличились на 0,3% (по данным Росстата, до 3,455 млн тонн против 3,444 млн тонн в декабре 2019 г.). Изначально утвержденный план работы РЖД на первый месяц года предполагал отправку на уровне 3,25 млн тонн в среднем в сутки с ростом на 0,5%, сообщал собеседник агентства, но фактический результат оказался на 0,5 процентного пункта выше.

"На февраль, если смотреть среднесуточную величину, берем на себя обязательства погрузить 3,45 млн тонн, это рост на 0,6%. Мы пока не видим супер-взрывного роста, но очень ждем, когда начнут восстанавливаться нефтепродукты и металлы. Эти две позиции нас объективно очень сильно тянут", - говорил Шило.

Он также напоминал, что в целом в 2021 г. компания придерживается прогноза роста погрузки на уровне 1,6% - до 1 млрд 263,8 млн тонн. Цифра сформировалась на основе данных 2020 г., когда компания ожидала объем отправки в 1 млрд 233,5 млн тонн с падением на 3,5%. Однако по факту погрузка снизилась лишь на 2,7%, до 1 млрд 243,6 млн тонн. При этом ожидаемый уровень погрузки на 2021 г. монополия не поменяла.

"Мы пока ориентируемся на те планы, которые нам дали грузоотправители на 2021 г., то есть считаем, что общий объем будет на уровне 1 млрд 263,8 млн. Пока исходим из того, что погрузка будет в тех абсолютных цифрах, о которых мы говорили в прошлом году. Во всяком случае это у нас подтверждено планами и письмами грузоотправителей", - пояснял топ-менеджер.

Правда, в пояснительной записке к проекту финансового плана на ближайшую трехлетку, исходя из прогноза роста погрузки на 2,5%, перевозчик делал целый ряд оговорок о факторах, которые могут повлиять на динамику показателя в 2021 г. Ключевые опасения были связаны с возможностью повторных ограничений из-за COVID-19. Потери погрузки по этой причине оценивались в пределах 38-63 млн тонн, что эквивалентно 3-5% ожидавшейся погрузки (в этом случае она без влияния других факторов, по подсчетам "Интерфакса", снизилась бы на 0,1-2,7%).

В числе других факторов риска выделялась усиливающаяся тенденция к декарбонизации в Евросоюзе с переключением на природный газ (потери погрузки по этой причине оценивались в пределах 1 млн тонн). Из-за возможного ужесточения правительством КНР таможенного контроля за качеством импортируемой угольной продукции, РЖД, по их мнению, могут недосчитаться еще 0,5 млн тонн.

Кроме того, монополия допускала усиление конкуренции с поставщиками угля из Индонезии и Австралии, на долю которых приходится больше половины мирового экспорта этой продукции (-1,5 млн тонн), а также указывали на риски снижения поставок угля в 2021 г. в связи с высоким уровнем запасов топлива на складах предприятий из-за прошлой теплой зимы (-2 млн тонн).

"Пролонгация тенденции по слабой торговой активности на рынке черных металлов" из-за "сохранения дисбаланса на российском рынке металлопроката" и "усиления конкуренции на мировом металлургическом рынке на фоне резкого восстановления объемов выплавки стали в Китае и уменьшения спроса на сталь со стороны потребителей Турции" могут привести к потерям погрузки в 1 млн тонн, также писали "Российские железные дороги".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс01.02.2021