31-10-17 / 2017
Новости отрасли
Уголь вывезут со скидкой

Двукратный рост ставок аренды полувагонов привлек на рынок новых игроков. "Новотранс" и Газпромбанк предлагают угольным компаниям застраховаться от нехватки вагонов на 2018 г.

 Стремительно подорожавший в этом году уголь спровоцировал повышенный спрос на полувагоны. Ставки аренды полувагонов вернулись к историческим максимумам 2012 г., средняя стоимость аренды по СНГ еще выше - 1884 руб. в сутки. Но самих вагонов хватает не всем, оценил Институт проблем естественных монополий (см. график). Грузоотправителям, в первую очередь угольным компаниям, стало сложнее находить вагоны: если раньше в случае необходимости они могли привлечь парк на электронных торговых площадках, то теперь его или нет, или ставка аренды заоблачная, рассказывает гендиректор "Infoline- аналитики" Михаил Бурмистров.

 Даже при двукратном росте ставок аренды полувагонов грузоперевозки за первые девять месяцев 2017 г. выросли на 2,8% до 937,3 млн т. На этом фоне новый вариант биржевой торговли вагонами предложил один из крупнейших операторов подвижного состава - группа компаний "Новотранс". Компания объявила о намерении выставить на открытый аукцион почти 5000 полувагонов (из 28 000 находящихся в управлении). Торги состоятся 14 ноября на электронной торговой площадке Газпромбанка, заявки на участие будут приниматься с 1 по 9 ноября. По словам источника, знакомого с материалами размещения, начальная цена на вагоноотправку будет ниже среднерыночной.

Зафиксированные на торгах ставки будут действовать в течение всего 2018 года, сообщил представитель "Новотранса".

 Целевой аудиторией являются крупнейшие угольные компании - клиенты Газпромбанка: СУЭК, СДС, "УГМК транс", Evraz и др., добавил собеседник "Ведомостей". Этим объясняется перечень выставленных на торги маршрутов. В пилотном варианте открытых торгов "Новотранс" предлагает вагоны для перевозки грузов из Кузбасса в трех экспортных направлениях. От станций Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) до припортовых станций - Лужской, Высоцка и Выборга - или портов Латвии (Рига-Краста, Вентспилс, Лиепая), оба маршрута используются для экспорта угля в Eвропу. Потребности в доставке грузов для экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона предполагается закрыть маршрутом от станции ЗСЖД в порты Дальнего Востока (Ванино, Находка, Находка-Восточная, Посьет). На каждое из направлений "Новотранс" выставляет на торги по 1560 полувагонов из расчета два маршрута ежемесячно, следует из сообщения компании.

 Сейчас на рынке есть две специализированные площадки, занимающиеся биржевой торговлей вагонами: Rail commerce и электронная торговая площадка РЖД. Площадка Газпромбанка предлагает рыночную стоимость услуги за нужный период, которую удобно заложить в годовой бюджет, объясняет гендиректор электронной торговой площадки Газпромбанка Михаил Константинов. "От просто аренды вагонов этот продукт отличен тем, что ориентирован на предоставление конечного сервиса клиенту. Это значит, что в заданный период нужное количество товара клиента по заданному им направлению отправится в вагонах провайдера продукта. Продукт полезен рынку тем, что логистику с ним можно планировать на весь бюджетный период, а не судорожно искать вагоны в последний момент с большой переплатой", - считает Константинов.

 Для грузовладельцев фиксация условий на 2018 г. с гарантированным предоставлением полувагонов на экспортных направлениях окажется весьма привлекательной, соглашается Бурмистров: "Возможный рост дефицита полувагонов в начале 2018 г. может привести к увеличению размеров невывоза груза по долгосрочным экспортным контрактам". Для "Новотранса" заключение контракта на весь год не менее выгодно, уверен аналитик: "Продавая свои услуги на год вперед, оператор страхует риск простоя подвижного состава и гарантирует стабильный денежный поток в течение 2018 года".

 Насколько велик будет спрос на предложение "Новотранса", Константинов затруднился ответить. "На вопрос о заинтересованных грузоотправителях ответить не можем. Это скорее вопрос к "Новотрансу", - сказал он.

Представитель Evraz сообщил, что компания пока не планирует участвовать в торгах: "Участвовать не будем, так как объемы не соответствуют нашим потребностям. Работаем преимущественно по долгосрочным сервисным контрактам".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости31.10.2017