13-05-15 / 2015
Новости отрасли
Уголь Тувы заинтересовал китайцев

Одним из результатов визита в Россию председателя КНР Си Цзиньпина и его переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным стало подписание около 40 документов о партнерском взаимодействии и совместных проектах в сфере транспорта. Среди крупных проектов, подписанных в присутствии глав обоих государств, стал меморандум о взаимопонимании между ЗАО "Тувинская энергетическая промышленная корпорация" (ТЭПК) и China Construction Corp., результатом которого должна стать постройка 410 км железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино с ее возможным продлением на территорию Китая.

Новая железнодорожная линия будет относиться к инфраструктуре общего пользования, хотя и принадлежать частным инвесторам. Железная дорога свяжет месторождения полезных ископаемых на территории Республики Тыва с Восточным полигоном РЖД, а в случае дальнейшего развития - с сетью Китайских железных дорог. Кроме этого, китайские инвесторы продекларировали свой интерес к участию в строительстве угольного терминала ТЭПК в порту Ванино. По заявлению пресс-службы правительства Тувы, договор о строительстве дороги между ТЭПК и китайской компанией может быть подписан через 2 месяца.

Проект строительства новой ветки Элегест - Кызыл - Курагино разрабатывался с 2007 года в связи с постановлением правительства РФ о развитии минерально-сырьевой базы Республики Тыва. В него входят четыре объекта: Элегестское угольное месторождение, железнодорожная магистраль, угольный терминал в порту Ванино и электростанция в Республике Тыва. Пропускная способность магистрали - 15 млн т грузов в год. Инвестиции в проект оценивались в 158 млрд руб., а впоследствии - в 217 млрд руб. Первоначально дорогу планировалось строить на государственные деньги, потом проект трансформировался в концессию на условиях государственно-частного партнерства. Финансированием дороги занималась Енисейская промышленная компания, созданная консорциумом частных инвесторов при участии правительства республики. После ее банкротства в 2013 году реализацией проекта занялась ТЭПК, находящаяся под контролем бизнесмена Руслана Байсарова.

ТЭПК почти удалось получить государственное финансирование в начале 2015-го. Обновленный прогноз социально-экономического развития РФ предполагал выделение 85,4 млрд руб. из Фонда национального благосостояния на развитие Восточного полигона РЖД, строительство линии Элегест - Кызыл - Курагино и развитие ЦКАД. Однако правительство, столкнувшись с дефицитом средств для инфраструктурных проектов, впоследствии перенаправило эти деньги на другие нужды.

Заместитель начальника департамента инвестиционной деятельности ОАО "РЖД" Алексей Вяткин считает, что часть этих средств в объеме 40 млрд руб. была все-таки направлена на инфраструктуру. Их получили российские железные дороги в рамках инвестиционного проекта "Развитие линии Междуреченск - Тайшет" и других работ по развитию Восточного полигона. По мнению А. Вяткина, последние договоренности с китайскими компаниями позволят осуществить инвестиционный проект Элегест - Кызыл - Курагино без привлечения бюджетных средств РФ, хотя и под государственные гарантии. "При этом ОАО "РЖД" все равно учитывает объемы перевозок по новой линии в собственных проектах реконструкции БАМа и Транссиба при формировании требований к пропускной способности инфраструктуры", - рассказал он ИА РЖД-Партнер.ру.

В ТЭПК не смогли прокомментировать вопрос об объемах выделенных бюджетных средств и характеристик строящейся дороги, но отметили, что они будут соответствовать ранее объявленным параметрам.

В компании "Евраз", которой принадлежит часть угольных месторождения Тувы, заявили, что не принимают участия в реализации проекта строительства новой железнодорожной ветки, хотя и готовы развивать свои месторождения в республике.

Серьезный толчок к развитию угольного комплекса Тувы может дать и продление железной дороги от Кызыла во внутренние районы Китая, считает генеральный директор ИА "Росинформуголь" Анатолий Скрыль. "Развитие тувинских месторождений угля благотворно скажется на российской угольной отрасли, - рассказал он. - Весь этот уголь (а речь идет о 15 млн т коксующегося концентрата для металлургии) будет реализован в странах АТР. Сегодня Россия обеспечивает на угольном рынке региона 7% продаж. Эта доля ничтожно мала, и мы рассчитываем после завершения строительства дороги Элегест - Кызыл - Курагино довести ее объем до 15%".

При этом А. Скрыль оценивает вероятность того, что проект не будет реализован в настоящее время, как высокую. Причины - в экономическом спаде. Положительной стороной проекта является активность инвестора - ТЭПК и владельца компании Р. Байсарова, которому уже удалось включить проект строительства железнодорожной ветки, ранее исключенный из списков госфинансирования, обратно в число приоритетных. При условии подписания договора на финансирование строительства китайской стороной вероятность реализации существенно вырастет, уверен А. Скрыль.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру13.05.2015