14-03-25 / 2025
Новости отрасли
Угольщики получили скидки на аренду полувагонов

Но в текущей рыночной конъюнктуре это им вряд ли существенно поможет

Ставки аренды полувагонов для перевозки угля в России снизились в марте в среднем на 6% по сравнению с февралем. Об этом говорится в обзоре агентства Argus, с которым ознакомились "Ведомости". Суточный тариф на этот месяц составляет 2540-2650 руб. без НДС.

В результате доставка угля из Кузбасса в порт Восточный подешевела на 2% до 152 500-159 500 руб. за вагон, в Усть-Лугу – на 5% (116 500-124 000 руб.), в Тамань – на 4% (125 500-131 500 руб.).

По данным агентства, угольные компании запросили у операторов скидки из-за падения экспортных нетбэков (цена реализации за вычетом логистических затрат) на 60-70% в годовом выражении за первые два месяца 2025 г.

Рентабельность экспорта также снизилась из-за укрепления рубля в прошедшие месяцы и снижения мировых котировок угля на 11-12%, констатируют аналитики Argus. В этих условиях скидки на перевалку предложили также стивидорные компании. Мартовская ставка на перевалку в Тамани составила в среднем $13/т (-5% к февралю), в Усть-Луге – $10,7/т (-3%), в порту Восточный – $18,3/т (-0,2%), следует из обзора агентства.

"Ведомости" направили вопросы крупнейшим железнодорожным операторам, угольным компаниям и в пресс-службу Минэнерго.

Аналитики Argus отмечают, спрос на перевозку угля по железной дороге оставался стабильным в прошлом месяце, хотя участники рынка предупреждают, что в марте он может снизиться из-за падения спроса в строительстве и металлургии. Среднесуточные отгрузки в феврале составили около 960 000 т – без изменений по сравнению с январем. При этом общий объем погрузки угля на сети РЖД снизился на 9% к предыдущему месяцу до 26,9 млн т, говорится в обзоре со ссылкой на данные РЖД.

Совокупные поставки угля на экспорт по сети РЖД в январе – феврале выросли почти на 4% в годовом выражении до 30,5 млн т, следует из данных компании. В том числе в направлении портов было погружено 27,2 млн т (+4%). Из них большая часть пришлась на порты Дальнего Востока – 15,9 млн т, северо-запада – 7,1 млн т и юга – 4,2 млн т.

О тренде на снижение ставок в сегменте полувагонов и давлении со стороны клиентов говорил в феврале гендиректор Globaltrans Валерий Шпаков на звонке для инвесторов. Он отмечал негативную динамику по погрузке навалочных грузов, включая уголь, в прошлом году. Топ-менеджер говорил, что снижение продолжилось и в начале 2025 г. По словам источника "Ведомостей" в одном из крупных операторов, сейчас скидка на перевозку угля достигает 11% при отправке в порты Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов. Угольщики продолжают работать в минус, говорит партнер NEFT Research по консалтингу Александр Котов. Исключение, по его словам, составляют компании, у которых есть собственные логистические мощности. Для большинства экспортеров, не имеющих своей инфраструктуры, ситуация критична – при нетбэках на уровне 1200-1500 руб./т и себестоимости добычи около 3500 руб./т экспорт энергетического угля из Кузбасса убыточен, поясняет Котов. По его словам, эти цифры не учитывают капитальных затрат – покупку техники, поддержание добычи и обслуживание кредитов. Бизнесу остается только ждать роста цен на уголь, резюмирует эксперт.

При этом Кемеровская область – Кузбасс – единственный регион, с которым РЖД заключила соглашение о вывозе угля на восток в 2025 г. Квота для него сохранилась на уровне 2024 г. и составила 54,1 млн т. Для сравнения: в прошлом году такие соглашения были еще у трех добывающих регионов, а общий размер квоты приближался к 100 млн т.

Как писали "Ведомости", экспортные цены на энергоуголь, на который приходится большая часть (около 80%) поставок за рубеж, в начале апреля прошлого года снизились до многолетних минимумов. По данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), в апреле 2024 г. стоимость тонны угля калорийностью 6000 ккал/кг на базисе FOB Дальний Восток составляла $95, снизившись на 6% с начала года. В Тамани уголь той же калорийности стоил $72/т (-13%), в портах Балтийского моря – $61/т (-14%).

В начале февраля 2025 г., по данным ЦЦИ, стоимость 1 т энергоугля составляла $60-87 в зависимости от порта перевалки. Цены на уголь в Азии продолжат постепенно снижаться в 2025-2026 гг., прогнозируют аналитики NEFT Research.

Падение спроса на уголь, вызванное снижением нетбэков и образовавшимся профицитом полувагонов, привело к падению арендных ставок, что является естественной реакцией в условиях сокращения перевозок, отмечает главный стратег инвесткомпании "Вектор икс" Максим Худалов. Дальнейшее падение ставок аренды может создать дополнительные риски для лизингодателей, которые столкнутся с неплатежеспособностью клиентов, предупреждает он.

Инновационные полувагоны с нагрузкой 25 т на ось продолжают быть востребованными на рынке, отмечает партнер и сооснователь Rollingstock Agency Александр Поликарпов. Спрос на типовые полувагоны (23,5 т на ось), по его словам, сокращается из-за действий РЖД по расчистке путей от порожнего подвижного состава.

Помимо низких мировых цен на уголь и укрепления рубля свою лепту в убытки угольщиков вносит дорогое производство. За прошлый год средняя себестоимость добычи угля в России выросла на 25-40% из-за увеличения стоимости кредитов, повышения цен на дизтопливо и горнодобывающее оборудование, отмечалось в предыдущем обзоре Argus. Сказался на материальном положении компаний также рост зарплат и снижение объемов производства. Сальдированный убыток российских угольных компаний в 2024 г., согласно данным Росстата, составил почти 113 млрд руб. против прибыли 375 млрд руб. годом ранее.

Добыча угля в России в прошлом году, по данным Argus, составила 438,7 млн т, что лишь на 0,2% меньше, чем в 2023 г. В этом году Международное энергетическое агентство прогнозирует дальнейшее снижение добычи в России – на 3% год к году до 416 млн т. Там также ожидают снижения экспорта на 7% до 185 млн т.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости14.03.2025