26-03-14 / 2014
Новости отрасли
Угольщики могли бы инвестировать в ж/д выходы из Кузбасса - Минэкономразвития

Угольные компании РФ могли бы соинвестировать развитие участков железных дорог, обеспечивающих вывоз угля из Кузбасса в восточном направлении, считает замглавы департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Василий Шипилов.

"Это грузы, которые перевозятся по "первому тарифному классу", то есть ниже фактической себестоимости соответствующих перевозок, - и дополнительные объемы не будут приносить компании (ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) - ИФ) дополнительные доходы. Точнее, не будут создавать прибыль, а, следовательно, данный проект не будет окупаем. Вместе с тем, угольные компании за счет вывоза данного угля как раз будут получать определенную маржу. В этой связи не лишен смысла вариант по финансированию развития инфраструктуры за счет угольных компаний или с привлечением их как соинвесторов", - заявил чиновник на слушаниях в Совете Федерации по вопросу развития железных дорог на востоке РФ.

При этом, правда, ведомство понимает, что это в определенной степени может негативно повлиять на угольные компании, уточнил В.Шипилов журналистам. Однако, по его словам, "эти угли через какое-то время все равно вывозить потребуется".

Вопрос обсуждался в контексте развития железных дорог РФ на восточном направлении. На эти цели, включая модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, в 2013-2017 гг. планируется выделить примерно 562 млрд руб., из них около 300 млрд руб. должны вложить РЖД, 260 млрд - государство (в том числе 110 млрд руб. - в виде прямой поддержки, остальные - из Фонда национального благосостояния). Монополия оценивает прирост пропускных мощностей к 2020 г. в 55 млн тонн (с нынешних 110 млн тонн), однако аудиторы проекта видят в качестве подтвержденных заявки только на 30 млн тонн. Риски недозагрузки магистралей, по мнению участников слушаний, можно было бы уменьшить за счет вывоза угля из Кузбасса.

В начале 2013 г., оценивая приемлемый уровень долгосрочного (на 5 лет) RAB-тарифа (методология доходности на инвестированный капитал), Минэкономразвития считало целесообразным развивать магистральные ж/д линии в направлении дальневосточных портов только для вывоза грузов с Эльги и из Тувы. Модернизацию же инфраструктуры еще и под транспортировку угля из Кузбасса ведомство видело как излишнюю. В своих суждениях министерство основывалось на представленных расчетах РЖД. Вывоз дополнительных 20 млн тонн угля из Кузбасса в восточном направлении при полной загрузке модернизированного БАМа и Транссиба требует еще 692 млрд руб. (то есть весь проект "тянул" более чем на 1 млрд руб.). С учетом недозагрузки восточных магистралей денег потребовалось бы меньше.

В начале 2014 г. РЖД попросили у правительства РФ дополнительные 16 млрд руб. на программу развития БАМа и Транссиба, чтобы увеличить пропускную способность путей и вывезти дополнительные 39,3 млн тонн грузов из Кузбасса до 2020 г. Между тем, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что дополнительные потребности грузоотправителей Кузбасса должны быть учтены в текущем проекте развития Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. "Средства будут разделены внутри проекта за счет экономии по некоторым статьям. Сумма не меняется", - говорил он. "Это нужно для учета заявки Кузбасса на перевозку дополнительных объемов, но эти деньги нужно найти внутри общей суммы", - отмечал А.Дворкович.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс26.03.2014