16-06-21 / 2021
Новости отрасли
Уголь разворачивается на запад

Драйвером роста отгрузок угля на западном направлении стал значительный рост цен в Европе, а также в северо-западных портах России

В мае-июне ОАО "РЖД" отмечает заметный рост объема отгрузки угля в порты Северо-Западного региона. В конце прошлого года перевозки угля в этом направлении находились на минимальных показателях. Мировой рост цен на уголь привел к резкому увеличению экспорта этого вида топлива из России.

По данным ОАО "РЖД", за пять месяцев было отгружено 76,4 млн тонн угля, что на 16,1% больше, чем годом ранее. В ближайшие месяцы благодаря благоприятной конъюнктуре уголь будет оставаться одним из основных драйверов роста погрузки на сети ОАО "РЖД".

Тенденция роста погрузки угля в порты для отправки на экспорт наметилась еще в первые месяцы 2021 года. С тех пор положительная динамика сохраняется. На майском брифинге генеральный директор - председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров отмечал, что большие отгрузки идут как на восток, так и по южному и западному направлениям.

Как сообщают в ОАО "РЖД", в январе – мае в порты Дальнего Востока отправили 41,2 млн тонн угля (на 8,9% больше, чем за аналогичный период 2020 года), в порты на Юге России - свыше 11,5 млн тонн (в 1,8 раза больше, чем годом ранее), а в порты Северо-Запада – 23,7 млн тонн (прирост на 11,1% к уровню 2020 года).

В операторском сообществе отметили, что в мае, когда ОАО "РЖД" установило рекорд суточной погрузки, именно уголь продемонстрировал наилучшие результаты. "Его среднесуточная погрузка на сети выросла на 18% и составила 154 тыс. тонн. Это связано с отказом Китая закупать сырье в Австралии. Китайские компании перешли на продукцию российских поставщиков. Кроме того, в мае сохранились перевозки угля в направлении стран Европы", – отметила начальник отдела оперативного маркетинга ПАО "Первая грузовая компания" Екатерина Агапова.

Такие показатели аналитики связывают с повышением цен на уголь на мировых рынках, что в свою очередь обусловлено повышением спроса на сырье как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и в Европе. Так, в странах ЕС вопреки прогнозам и заявленному курсу на снижение потребления угля, напротив, вынужденно стали потреблять его больше из-за холодных температур, установившихся зимой. Как следует из аналитического отчета Современного аналитического агентства (CAA), повышение спроса на это топливо в Европе привело к сокращению запасов на терминалах ARA (Амстердам – Роттердам - Антверпен) до почти пятилетнего минимума. Рынок незамедлительно отреагировал на сложившуюся ситуацию скачком цен.

"Драйвером роста отгрузок угля на западном направлении стал значительный рост цен в Европе, а также в северо-западных портах России. Поставщики угля, ранее сфокусированные на экспорте через дальневосточные порты, где цены и спрос традиционно выше, снова готовы отгружать уголь европейским, турецким, североафриканским и ближневосточным покупателям", – прокомментировал "Гудку" старший корреспондент международного ценового агентства Argus Александр Махлай.

Так, по его словам, средние цены на базисе FOB "Балтика" достигли $63,02/т в январе – мае, что на 36.5% выше средней цены за аналогичный период предыдущего года. Европейский индекс API 2 за тот же период вырос на 56,8%, до $71,89/т (cif Амстердам – Роттердам – Антверпен). "При этом рост цен продолжился и в начале июня, достигнув многолетних максимумов. Стоит отметить, что многие российские экспортеры угля уже распродали основные спотовые объемы на июнь, июль и, частично, август", - говорит Александр Махлай.

Основными потребителями российского угля остаются страны АТР, причем рост объемов поставок продолжается и потолок, по мнению аналитиков, еще не достигнут. По данным Argus, в I квартале 2021 года импорт российского угля в Китай вырос почти на 44%, на Тайвань – на 55% по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Из-за ограниченной пропускной способности Восточного полигона растет интерес к альтернативным маршрутам – в частности, через порты Северо-Запада, считает генеральный директор Национальной угольной ассоциации Сергей Борисов. "Как мы отмечаем, начали расти поставки через северо-западные порты именно в Азию, – поясняет Сергей Борисов. – Основной плюс этого маршрута – то, что он позволяет переориентировать грузовые потоки, не застревая на Восточном полигоне. К тому же, чем больше грузоотправители везут на запад, тем больше квот у них остается на перевозку на восток. Такая диверсификация позволяет увеличивать экспортные поставки угля в страны АТР. А именно такая задача сейчас стоит перед государством".

Отметим, что в прошлом году перевозки угля через порты Северо-Запада практически не проходили. По этой причине ОАО "РЖД" даже установило скидки на транспортировку угля из основных угледобывающих регионов России в этом направлении. Как тогда отмечали в компании, альтернативное экспортное направление позволит разгрузить Восточный полигон, перенаправив уголь туда, где есть возможность его везти.

"Уверен, что благоприятная ситуация для угольщиков сохранится как минимум до сентября и в ближайшие месяцы поставки на экспорт будут расти", – прогнозирует Сергей Борисов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.06.2021