08-12-20 / 2020
Новости отрасли
Уголь остался на второй год

РЖД и правительство Кузбасса договорились сохранить квоту на вывоз топлива

В минувшую среду генеральный директор – председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров и губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв подписали соглашение о продлении на следующий год договорённостей об объёмах вывоза угля в восточном направлении. Документ предусматривает, что в 2021 году грузоотправители Кузбасса предъявят к перевозке, а ОАО «РЖД» обеспечит транспортировку не менее 53 млн. тонн каменного угля на экспорт в восточном направлении и до 3,55 млн. тонн – во внутрироссийском сообщении.

Помимо взаимных обязательств по предъявлению каменного угля и его транспортировке в объёме не менее 53 млн тонн на экспорт и до 3,55 млн. тонн во внутрироссийском сообщении, в документе также оговаривается необходимость выработки оптимальной логистики для соразмерной загрузки инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в западном и восточном направлениях, повышения ритмичности предъявления грузов к перевозке, а также исключения случаев непроизводительного нахождения на инфраструктуре общего и необщего пользования порожнего подвижного состава.

Как рассказала «Гудку» заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» по маркетингу и тарифам Ирина Ажикина, за 11 месяцев этого года из Кузбасса на экспорт в восточном направлении отправлено 48,2 млн. тонн каменного угля, что на 1,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (тогда было погружено 48,9 млн. тонн).

Таким образом, до конца года будет отправлено как минимум ещё 4,8 млн тонн каменного угля. Отметим, в 2019 году из Кузбасса на экспорт в восточном направлении отправлено 52,8 млн тонн данного вида груза.

Напомним, в 2019 году в ходе Петербургского международного экономического форума между ОАО «РЖД» и правительством Кузбасса было подписано соглашение о взаимодействии по обеспечению перевозки железнодорожным транспортом продукции, производимой на территории региона, на период с 2019 по 2035 год.

Документ предусматривал взаимодействие РЖД и угольных компаний по совершенствованию технологий взаимодействия перевозок, но не содержал конкретных цифр объёма перевозок. В связи с этим в марте этого года Олег Белозёров и Сергей Цивилёв заключили дополнительное соглашение к документу, подписанному в ходе ПМЭФ-2019, которое закрепило объёмы перевозок угля из Кузбасса на Дальний Восток в 2020 году. Дополнительное соглашение предусматривало взаимные обязательства по предъявлению каменного угля и его транспортировке в объёме не менее 53 млн. тонн на экспорт и до 3,55 млн. тонн – во внутрироссийском сообщении.

Для синхронизации производственных планов грузоотправителей и железнодорожников в соглашении закреплено помесячное распределение объёмов перевозок в восточном направлении, исходя из необходимости проведения ремонтных и строительных работ на инфраструктуре.

Как ранее пояснял Олег Белозёров, подписанием такого соглашения стороны дают друг другу встречные гарантии. «Соглашение даст угольщикам возможность планировать свою работу, в том числе, не создавая лишних запасов продукции. Соответственно экономика предприятий будет улучшаться», – отмечал после подписания аналогичного соглашения в марте этого года Олег Белозёров.

По словам кемеровского губернатора Сергея Цивилёва, угольщикам важно планировать работу, чтобы как минимум на квартал была возможность спрогнозировать контракты, перевозки и добычу угля. Так, например, ранее перевозчик мог принимать заявки за месяц до отправки груза. После подписания весеннего соглашения у угольщиков появилась возможность планировать поставки до конца года.

Как рассказала «Гудку» директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» Ирина Ольховская, угольная отрасль позитивно оценивает пролонгацию действия договорённостей о вывозе угля из Кузбасса в восточном направлении на следующий год.

«Перевозчик оперативно отреагировал на негативную ситуацию и с вывозом угля из Кузбасса, и с падением цен на уголь на западе в феврале-марте этого года, – отмечает Ирина Ольховская. – Оперативно было подписано соглашение, которое позволило стабилизировать обстановку в Кузбассе. То, что действие договорённостей продлено, позволяет нам с перспективой смотреть на следующий год. Надеемся, что в 2021 году нам удастся прирасти объёмами и вывезти на экспорт более 53 млн тонн каменного угля».

Отметим, каменный уголь – самый массовый груз на сети ОАО «РЖД». Его доля в общем объёме составляет 28%. Как рассказала «Гудку» Ирина Ажикина, за 11 месяцев этого года перевезено 320,8 млн тонн угля, что на 6% меньше, чем годом ранее (тогда было перевезено 341,4 млн тонн угля).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.12.2020