08-09-15 / 2015
Новости отрасли
Угольным терминалам тесно в Находке

Инвесторы порта не могут договориться

Как выяснил "Ъ", между группой "Сумма" братьев Магомедовых и "Кузбассразрезуглем" (КРУ) Искандара Махмудова и партнеров обострилась борьба за модель развития транспортной инфраструктуры порта Восточный в Находке. По данным "Ъ", подконтрольный КРУ "Восточный порт" предложил строить часть железнодорожной инфраструктуры за свой счет, отказавшись от аналогичного госпроекта. Государственный проект в первую очередь учитывает потребность в подъездных путях нового угольного терминала "Суммы", который может лишить КРУ фактически монопольного положения в порту.

Замглавы Минтранса Алексей Цыденов в субботу провел в Находке совещание по проекту развития транспортного узла "Восточный--Находка". По данным источников "Ъ", в нем приняли участие крупнейший стивидор порта Восточный АО "Восточный порт" (подконтролен КРУ) и группа "Сумма", которая строит угольный терминал "Северный". По словам собеседников "Ъ", представители АО "Восточный порт" заявили, что "готовы за собственные средства построить два железнодорожных парка в порту" и безвозмездно передать один из них ОАО РЖД. "Такая модель, по мнению стивидора, не потребует дополнительных госинвестиций и позволит отказаться от ряда работ по госпроекту модернизации инфраструктуры",-- поясняет источник "Ъ".

Собеседник "Ъ" подчеркивает, что эти предложения "вызвали большой резонанс", поскольку подведомственное Минтрансу ФКУ "Ространсмодернизация" уже реализует проект комплексного развития узла "Восточный--Находка" стоимостью порядка 24 млрд руб. до 2020 года. По данным "Ъ", по проекту уже освоено порядка 3 млрд руб. (подрядчик -- входящая в "Сумму" "Стройновация"). Один из источников "Ъ" отмечает, что проект "является комплексным, но в случае ближних железнодорожных подходов в большей степени учитывает потребности угольного терминала "Суммы"". Он должен быть запущен в 2018 году, на первом этапе мощность составит 7 млн тонн, затем 20 млн тонн.

Но и АО "Восточный порт" намерено увеличить мощности к 2017 году до 24,5 млн тонн угля в год, к 2019 году -- до 29 млн тонн, а с вводом третьей очереди в 2020 году -- до 39 млн тонн. "При ограниченности дальних железнодорожных подходов к портам Дальнего Востока за подъездные пути и в целом за работу в порту идет жесткая конкуренция",-- замечает один из источников "Ъ". Другой собеседник "Ъ" говорит: "Фактически монопольное положение в порту позволяет КРУ и "Восточному порту" получать дополнительную прибыль на трейдинге: угольщики вынуждены продавать объемы через трейдера КРУ Carbo One Ltd". Появление терминала-конкурента "может изменить ценовую политику". Еще один собеседник "Ъ" признает: "Госпроект больше ориентирован на терминал "Суммы", но непонятно, что мешает "Восточному порту" реализовать свой проект парков". По его оценкам, проект "Восточного порта" стоит около 5 млрд руб. и не заменит все работы, планируемые "Ространсмодернизацией".

"Мы рады, что активная реализация нашего проекта так оживила других инвесторов, что они буквально в один день решаются дать обещания многомиллиардных вложений",-- заявили "Ъ" в "Сумме". Там говорят, что "Сумма" "строит терминал "равного доступа"", а "Восточный порт" -- "кэптивный терминал". Гендиректор "Ространсмодернизации" Илья Гудков заявил "Ъ", что в компании "поддерживают проект "Восточного порта"", но не хотят противопоставлять его госпроекту, поскольку последний -- комплексный и решает проблемы транспортного узла в целом. В ООО "Управляющая портовая компания" (управляет "Восточным портом") ситуацию не комментируют.

Надежда Малышева из PortNews отмечает, что "в любом случае странно, что государство в проекте полноценно не учло потребности "Восточного порта"", но не исключает, что в итоге проект скорректируют с учетом планов всех стивидоров. Иначе, по ее мнению, "Восточный порт" может реализовать проект раньше "Ространсмодернизации" и выбрать значительную часть объема терминала "Суммы" уже на дальних железнодорожных подходах.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ08.09.2015