23-01-24 / 2024
Новости отрасли
Угольный широтный ход

К нынешней весне планируется подготовить план III этапа развития Восточного полигона. В настоящий момент ключевым остается вопрос целевой провозной способности инфраструктуры – сможет ли БАМ и Транссиб перевозить в направлении портов и погранпереходов ДФО 210 или 255 млн т ежегодно.

Одной из наиболее заинтересованных сторон здесь являются угольщики Сибири, которые испытывают трудности с отправками экспортного груза. Пока продолжается расшивка лимитирующих участков железных дорог, отправителям угля для наращивания экспорта предлагают потесниться на внутреннем рынке: для высвобождения провозных способностей Восточного полигона Минтранс призывает дальневосточных энергетиков взамен сибирского переходить на уголь с местных разрезов.

Грузоотправителям – по способностям Как известно, на правительственном уровне пока зафиксировано достижение провозной способности Восточного полигона (в экспортном сообщении) до 210 млн т к 2030 году. В то же время активно обсуждается возможность доведения данного показателя до 255 млн т по итогам 2032 года.

Минтрансом проанализированы перспективные потребности в перевозках у более чем 500 крупных грузоотправителей, данные объемы проработаны и с рядом отраслевых ведомств, рассказал директор департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ Александр Федорчук.

Заявки в годовом выражении превышают 300 млн т, но пока в качестве ориентира решено держаться цифры в 255 млн т. То, что порог в 210 млн т недостаточный, убеждены в Минэнерго. При выходе на данный параметр перевозки неугольных грузов составят 62,3 млн т, а угля – 147,7 млн т. Прирост по отправкам угольной продукции к объему, который сибирские угольщики могут получить по итогам II этапа программы модернизации Восточного полигона (начиная с 2025 года), составит менее 7 млн т. Если же провозные мощности инфраструктуры будут доведены до 255 млн т, появится возможность везти 32-33 млн т угля.

Как показывает статистика, отправок угольной продукции из Сибири в направлении дальневосточных портов с прохождением в пути следования через ст. Мариинск и Между реченск сегодня становится меньше. С 2018 по 2021 годы на данное направление среднесуточно грузилось порядка 170 тыс. т угля, а в 2022-2023 годах – 152-154 тыс. т. Замминистра энергетики России Евгений Грабчак выразил надежду, что топливно-энергетический комп лекс все же получит в графике движения поездов более заметное прибавление, как и по нефтепродуктам, которые, по его словам, тоже находятся в низком приоритете при осуществлении погрузки на восток.

Безусловно, развитие Восточного полигона важно не только для перевозок энергоносителей, но также леса, сельхозпродукции, контейнеров и т. п., рассуждает чиновник. С другой стороны, на Западе российский уголь не покупают, и фактически единственным внешним рынком сбыта остается АТР. Это данность, из которой следует исходить, заключил замглавы Минэнерго.

Тоннели не ждут Чтобы достичь провозной способности в 255 млн т, на Восточном полигоне нужно возвести 4 крупных инженерных сооружения. Это вторые Кодарский и Северомуйский тоннели плюс третий Кузнецовский, а также еще один мост через Амур у Комсомольска.

Ключевое значение имеет Северомуйский тоннель. Он является самым крупным объектом (протяженность действующего сооружения – более 15 км), и срок его строительства оценивается от 8 до 9 лет. "Поэтому, если мы говорим про перевозку в 255 млн т, то крайне необходимо принятие решения уже в начале 2024 года. Без строительства Северомуйского тоннеля, по сути, с западной части от Тайшета мы прирастем к II этапу не более чем на 14,5 млн т. Остальной прирост получат грузы с тех территорий, которые восточнее Северомуйского, например, уголь из Якутии", – поясняет А. Федорчук.

Возводить искусственные сооружения на БАМе предполагается за счет внебюджетных финансовых ресурсов: интерес к этим проектам, как известно, проявляют АО "Бамтоннельстрой-Мост" и Газпромбанк. В свою очередь, РЖД, согласно собственной инвестпрограмме, продолжат строить вторые пути, развивать станции, модернизировать смежные хозяйства.

Правительство РФ пока не поддержало идею строительства инженерных сооружений в рамках концессионного соглашения, уточнил заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Андрей Макаров. "Пока вариант концессии при рассмотрении в правительстве не прошел, тем не менее мы с коллегами из "Бамтоннельстрой-Мост" прорабатываем вариант отсроченного платежа для того, чтобы он с Газпромбанком, консорциумом банков договорился, инвестировал на первом этапе в строительство этих ИСО", – сказал А. Макаров. По его словам, тоннелестроители готовы привлечь банковские средства (на 4 объекта ориентировочно нужно 470 млрд руб.) при условии, что РЖД потом, на горизонте 10 лет после завершения строительства, будут их с учетом процентов возвращать с прибыли от перевозки грузов. Формат концессии в качестве модели финансирования данных строек действительно отошел на второй план, подтвердил А. Федорчук, хотя распоряжение о возможном заключении концессионного соглашения не отменено.

В правительстве более приоритетным видят вариант осуществления проекта за счет так называемого механизма EPCF, когда подрядчик берет на себя весь комплекс работ от инжиниринга до пуско наладки с отсрочкой платежа. В любом случае начало стройки нельзя затягивать, если решено довести провозную способность Восточного полигона до 255 млн т к 2033 году.

Построить Северомуйский тоннель как наиболее капиталоемкий объект за 9 лет сложно, хотя и возможно, не исключил первый заместитель генерального директора по финансам и экономике АО "Бамтоннельстрой-Мост" Никита Сатюков. Инвестиции в инфраструктуру Восточного полигона для пропуска 255 млн т огромны – порядка 2,8 трлн руб., отмечает заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук, но есть альтернативные подходы для того, чтобы как можно меньшими средствами добиться существенного прироста перевозок. Это продолжение расшивки участка Иркутск – Слюдянка с оптимизацией работы локомотивов, занятых на подталкивании поездов. Провозная способность здесь может увеличиться на 19 млн т. Еще одна мера – создание участка в обход Хабаровского узла. "До Хабаровска можно проводить 110 пар поездов. Сам же узел способен пропускать 96-97 пар. Сделав обход Хабаровска за сравнительно не очень большие деньги, мы получаем увеличение пропускной способности. Еще и с БАМа можно будет через Хабаровск провозить 23 пары", – говорит В. Савчук.

Кроме того, эффект даст обеспечение сквозной технологии пропуска поездов весовой нормы 7100 т. Если рассматривать направление до портов Находки, то она действует до ст. Смоляниново, где происходит перелом веса состава. Строительство обходных перегонов на участке Смоляниново – Находка, который проходит через горные перевалы, позволит дополнительно перевозить 50 млн т грузов.

Энергетикам предлагают размен Тем временем для разгрузки железных дорог и увеличения объема поставок угольной продукции на экспорт все чаще говорится о переводе ТЭЦ и котельных Дальнего Востока исключительно на местный энергоноситель. Как выразился А. Федорчук, пора прекратить таскать уголь через всю страну. Для увеличения резервов провозной способности Восточного полигона под экспорт предлагается шире задействовать возможности Ургальского угольного месторождения в Хабаровском крае для поставок на внутренний рынок угля марок Д и Г. Компания "Ургалуголь" (входит в СУЭК) может заместить порядка 1,5 млн т угольной продукции для объектов "Дальневосточной генерирующей компании" (ДГК), которые потребляют топливо с более отдаленных территорий, в том числе с Кузбасса, рассказал директор по логистике АО "СУЭК" Денис Рахимжанов. Речь идет о генерации в ЕАО, Хабаровском крае и Приморье.

Объекты энергетики будут получать уголь по наиболее краткому маршруту (перевозки планируется осуществлять через рокадный участок ДВЖД Ургал – Известковая, где имеется некоторый резерв пропускной способности), а угольщики Кузбасса получат возможность увеличить экспорт, пояснил менеджер. С ДГК (входит в ПАО "РусГидро") на этот счет уже имеется договоренность, уточнил Д. Рахимжанов.

В "РусГидро" не ответили на запрос относительно этих планов. Источник в отрасли отметил, что у ДГК имеется высокая потребность в угле и ее приходится закрывать дальнепривозным сырьем.

В то же время в ДФО есть регионы, которые автономны в плане потребления топлива. Так, в Амурской области на Райчихинскую ГРЭС и Благовещенскую ТЭЦ отгружается бурый уголь с разрезов Ерковецкий и Северо-Восточный, разрабатываемых компанией "Амуруголь" (входит в холдинг "Русский уголь").

"Все добываемое на предприятиях АО "Амуруголь" топливо остается на Дальнем Востоке, а в последний год – только в Амурской области. Амурский уголь идет либо на местную электроэнергетику, либо на сектор ЖКХ (котельные, население), – рассказали в "Русском угле". – Сейчас запасы угля разреза Северо-Восточный исчерпываются. Поэтому разработана долгосрочная программа развития добычи топлива на разрезе Ерковецкий, что позволит увеличить годовой объем добычи и отгрузки с данного месторождения".

К замене угольной продукции необходимо подходить дифференцированно, обращает внимание Е. Грабчак. Большинство электростанций и котельных потребляет уголь определенных марок, не каждую разновидность продукции можно использовать.

В любом случае для Кузбасса снижение добычи и продаж топлива критично, подчеркивает чиновник. "Есть у нас и другие угольные регионы. Пока мы им чего-то другого предложить не можем, пока есть возможность этот уголь продавать", – резюмировал замминистра энергетики.

Кроме того, на Дальнем Востоке продолжается газификация, поэтому для каких-то объектов энергетики уголь со временем просто будет не нужен.

Чтобы достичь провозной способности в 255 млн т, на Восточном полигоне нужно возвести 4 крупных инженерных сооружения. Это вторые Кодарский и Северомуйский тоннели плюс третий Кузнецовский, а также еще один мост через Амур у Комсомольска цитата "Основные сложности вывоза [экспорта] заключаются в нехватке мощностей Восточного полигона. Все прошлые годы угольщики неоднократно просили правительство поторопиться с модернизацией. Всего в 2022 году через порты Дальнего Востока было отправлено на экспорт свыше 107 млн т угля. При этом дефицит провозных мощностей Восточного полигона осенью 2022 года по всем категориям грузов оценивался в 140 млн т. Сегодня проб лема ограничения пропускной способности до конца не решена. Власти Кузбасса не соглашаются с предложениями РЖД по снижению объемов вывоза угля. Но коллеги из Минтранса и РЖД все же стараются делать свою работу."

Анатолий Никитин,исполнительный директор Ассоциации горнопромышленников России

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер23.01.2024