08-06-20 / 2020
Новости отрасли
Угольные компании ждут субсидий

Мартовское соглашение между РЖД и угольщиками о согласованных объемах перевозок черного золота в сторону портов, похоже не выдержало самого короткого испытания временем. Уже по итогам мая монополия заявила о тенденции отказа грузовладельцев от перевозок угля в сторону портов юга и северо-запада. Операторы заявляют о невозможности повлиять на споры между РЖД и угольными компаниями. И в конце концов все стороны предлагают государству субсидировать их издержки. Еще в марте, оценив опасность перспектив снижения перевозок своего основного груза, по результатам первых двух месяцев года, ОАО "РЖД" приняло решение о предоставление скидок на экспортные перевозки угольных грузов в направлении российских портов Северо-Запада и Юга, а также отправки в Китай, при следовании через Казахстан. То есть сделали то, о чем их просили угольщики еще год назад. При перевозках расстоянием до 3 тыс. км была объявлена скидка в 25%, а при более дальних доставках дисконт составил 12,8%. Скидки предоставлялись без гарантированных объемов перевозки.

В свою очередь правительство Кузбасса закрепило договоренности с железнодорожниками собственной программой перевозок угля на экспорт. Об итогах соглашения стало известно по результатам совещания в Кемерово с участием вице-премьера А. Белоусова, генерального директора ОАО "РЖД" О. Белозерова и губернатора Кемеровской области С. Цивилева, прошедшего 18 марта. Согласно договоренностям, в 2020 году угольщики Кузбасса должны вывезьти в направлении Северо-Запада 64 млн тонн угля: 50,35 млн т - в адрес российских портов, 13,6 млн т – внутренним потребителям. В сторону Юга - более 21,1 млн т угля, в том числе не менее 9,41 млн т экспортные поставки через порты Азово-Черноморского бассейна. По Восточному полигону планировалось отправить не менее 56,55 млн тонн т угля, в том числе 3,55 млн т в адрес российских потребителей.

Но уже по итогам работы пяти месяцев года, ОАО "РЖД" заявило о том, что если железнодорожники полностью выполнили обязательства по перевозке перед угольными компаниями Кузбасса, то угольщики продемонстрировали тенденции роста числа отказов от погрузки, сообщил пресс-центр компании.

Благоприятным фактором для грузовладельцев должны были стать снижающиеся ставки операторских компаний на предоставление вагонов. При этом, в ОАО "РЖД" отметили, что ее дочка, АО "ФГК" предоставляет угольщикам вагоны по минимальным ставкам, а с 1 июня запустил собственную программу лояльности с дополнительными скидками.

По итогам пяти месяцев работы на Дальний Восток было вывезено на 0,1% больше согласованных объемов или 23,3 млн т угля. В свою очередь перевозки угольной продукции на южном направлении оказались меньше плана на 0,6% (8,9 млн тонн), а на северо-западном удалось перевезти только 25,6 млн т черного золота, что на 4,8% меньше согласованного плана. При этом, в направлении Северо-Запада упали не только внутренние перевозки, но даже экспортные, которые в других случаях только росли.

"Таким образом, всего в январе - мае из Кузбасса вывезено 57,8 млн тонн угля. Это составляет 41% от суммарного объема угля, перевезенного по сети ОАО "РЖД". Всего за 5 месяцев отгружено 141,7 млн тонн, что на 11% меньше, чем годом ранее", - говорится в релизе компании.

Например, в операторской компании "Модум-Транс" отмечают, что спрос на уголь в восточном регионе остается высоким при отсутствии спроса на европейском рынке на фоне значительного падения стоимости угля. За 5 месяцев года погрузка угля в порты Дальневосточного бассейна выросла на 3,5% при падении погрузки в порты Балтийского бассейна на 31%. При этом ощущается внушительный запас невыполненных обязательств по отгрузке в восточные порты при значительном ограничении провозной способности АО "РЖД".

"С учетом существенного падения стоимости угольной продукции на западном направлении грузовладельцы стараются оптимизировать свои расходы на перевозку, и на текущий момент предложение по задействованию парка на указанном направлении не всегда является рентабельным для нашей компании. При оживлении спроса и восстановлении конкурентной цены за использование подвижного состава мы готовы увеличить погрузку в порты Северо-Кавказской и Октябрьской железных дорог", - прокомментировали ситуацию в "Модум-Трансе".

В правительстве Кузбасса признают, что угольные разрезы не выполняют согласованные с ОАО "РЖД" в марте планы по объемам вывоза продукции по вывозу угля в западном направлении, но считают, что это происходит по объективным причинам экономического характера, заявил заместитель начальника департамента угольной промышленности – начальник управления угольной промышленности администрации правительства Кузбасса Андрей Брижак.

"Мы не можем заставить угольные компании везти уголь в сторону северо-запада, так как цена перевозки сегодня для них убыточна. ОАО "РЖД" предоставляет компаниям делающим отправки в этом направлении персональные тарифные скидки, размер которых не превышает 17%, в то время как для безубыточности скидка должна превышать 50%", - сообщил он.

Представитель администрации также напомнил, что размер тарифной скидки в 50% и более неоднократно озвучивался губернатором Кузбасса Сергеем Цивилевым на совещаниях самого разного уровня.

На пресс-конференции, посвященной созданию министерства угольной промышленности Кузбасса, прошедшей 2 июня, С. Цивилев снова заявил о приоритете вывоза кузбасского угля на восток.

"Рынок угля меняется, он закрывается на западе и развивается на востоке. Поэтому мы ставим вопрос не просто вывоза угля из Кузбасса, а вывоза в приоритетное, восточное направление. Везти уголь на запад сейчас невыгодно. Кузбассу в этой ситуации нужна помощь. Я ее добиваюсь на федеральном уровне", - заявил С. Цивилев.

По итогам мая 2020 года, по данным ЦДУ ТЭК, добыча угля в России сократилась по сравнению с маем 2019 года на 13,5%, до 30,8 млн т. Итоги пяти месяцев года отстают от прошлогодних показателей на 10,5% (162,5 млн т). Все понимают, что это объективные данные, которые связаны с изменением мировой конъюнктуры цен, но не перестают упрекать друг друга в неисполнении их требований.

Источник, связанный с ОАО "РЖД", например, отметил, что тенденции угольной торговли 2020 года были уже достаточно понятны в марте текущего года, тем не менее, администрация Кузбасса пошла на подписание соглашений с перевозчиком. А значит, должна нести ответственность за их исполнение.

В свою очередь, в департаменте угольной промышленности Кузбасса отмечают, что в марте еще действовали благоприятные факторы для прогнозирования объемов продаж на мировых рынках. На фоне ослабевшего рубля в Европе наблюдался рост цена на коксующиеся и энергетические угли. Однако, уже в апреле, негативный тренд цен на нефть потянул за собой угольные цены, что привело к их резкому снижению на азиатских рынках. В марте цены на энергетический уголь на европейском рынке составляли около в 45 USD за тонну, на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона – около 67 USD. К середине мая, по оценкам рейтингового агентства АКРА, цена на азиатских рынках упала до 55 USD за тонну, что совсем обесценило логистические схемы доставки угля в Азию через Суэцкий канал и датские проливы. Ситуация доходит до того, что некоторым компаниям приходится доставлять собственную продукцию с нулевой рентабельностью. Но это край, ниже которого не может опускаться ни одна коммерческая компания.

Представитель компании "Новотранс" Александр Шугаев заявил, что конфликт между ОАО "РЖД" и угольщиками имеет очень давнюю историю и в этой операторской компании предпочитают не участвовать в нем и не комментировать взаимоотношения сторон. В свою очередь, он отметил, что еще с 2019 года "Новотранс" взял курс на диверсификацию собственных контрактов и на постепенное снижение доли угля в перевозках.

Например, в компании "Модум-Транс", которая специализируются на перевозках в полувагонах, отмечают, что делают ставку на подвижной состав с улучшенными характеристиками, так как инновационные полувагоны дают максимальную отдачу на маршрутных перевозках угля.

"Для увеличения рентабельности и оптимизации вагонопотоков компания "Модум-Транс" при содействии АО "РЖД" повышает технологичность перевозок: максимальная маршрутизация составов инновационного парка и использование попутной погрузки для легкого парка", - ответили в компании.

Источник в одной из крупных операторских компаний, занимающихся перевозкой угля, отметил, что операторы не могут влиять на экономику угольных перевозок в стране, а всего лишь предоставляют грузовладельцам вагоны под погрузку.

Основным неудобством для операторов в существующих условиях, по мнению источника, является замедление оборота вагона при поставках на восток из-за недостаточных пропускных способностей инфраструктуры.

Еще один собеседник нашего издания, из кэптивной транспортной компании крупного производителя угля, отметил, что позиция РЖД, которые обвиняют угольщиков в несоблюдении мартовского соглашения, не совсем корректна.

"На ОАО "РЖД" во многом лежит вина за отставание программ реконструкции инфраструктуры Восточного полигона, из-за ограничений которой угольщики не могут пользоваться существующей конъюнктурой и спросом на азиатских рынках. Критика грузовладельцев не поможет. Нужно садиться и вместе договариваться", - отметил он.

Старший директор – руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов, считает, что северо-западное и южное направление в настоящий момент требует субсидирование тарифа на перевозку со стороны государства.

"Разговоры о такой субсидии идут давно. Речь шла о том, что инфраструктурная часть тарифа могла бы снижаться до 50%, ставки за вагоны уже фактически снизились в 2 раза по сравнению с уровнем прошлого года. Важно понимать, что критический уровень цен на уголь сегодня это временное явление, так как экспортеры угля крайне плохо себя чувствуют по всему миру и скоро будут закрываться угледобывающие предприятия в США, ЮАР, Канаде, поэтому поддержка российского угольного экспорта будет носить временный характер и не должна привести к постоянным потерям для железных дорог", - заявил эксперт.

Вот только вопрос о том, удовлетворит ли государство требования всех отраслей, представители которых обратились к нему с просьбой субсидий, остается открытым. Вряд ли государственной поддержки хватит на всех.

"Фактически, мы возвращаемся в 90-е годы, когда уголь стал никому не нужен. Поэтому выход один: ждать, когда уголь подорожает", - резюмировал представитель кэптивной компании.

Очень похоже, что в современной ситуации это наиболее трезвый прогноз.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер08.06.2020