30-11-10 / 2010
Новости отрасли
Угольные компании все чаще сталкиваются с отсутствием согласованной подачи вагонов. В этой ситуации особенно страдают грузовладельцы, у...

Угольные компании все чаще сталкиваются с отсутствием согласованной подачи вагонов под перевозку данного вида груза. В этой ситуации особенно страдают грузовладельцы, у которых нет собственного парка подвижного состава. О том, как надо решать сегодняшние проблемы, рассказывает генеральный директор ОАО «Сибуглесбыт» Александр Нестеренко.

– Александр Геннадьевич, каковы итоги работы компании в этом году? Расскажите о ключевых тенденциях отрасли, повлиявших на грузоперевозки.

– По предварительным данным, ОАО «Сибуглесбыт» завершает текущий год с неплохим результатом, особенно если сравнивать с 2009-м. Заключен ряд контрактов с зарубежными партнерами на поставку значительных объемов угольной продукции. Наше предприятие расположено в одном из наиболее грузонапряженных регионов страны: Кузбасский угольный бассейн поставляет на РЖД до 12 млн. тонн в месяц. Неудивительно, что от своевременной перевозки этого груза зависят очень многие. Именно поэтому ключевые тенденции отрасли, влияющие на показатели ее работоспособности, это прежде всего грузоперевозки и своевременная подача подвижного состава. Ведь не секрет, что срыв обязательств влечет за собой не только неисполнение федеральных программ по обеспечению угольным топливом системы ЖКХ и населения, но и потерю клиентуры. В последние годы финансового кризиса потребительская возможность закупки угольной продукции во всем мире была очень сильно снижена. Это, соответственно, повлияло и на объемы грузоперевозок во всех промышленных отраслях. В настоящее время отрицательный тренд был переломлен, наблюдаются положительные изменения, и время требует увеличения объемов перевозок. Вместо этого компании отрасли сталкиваются с непонятными для них перестановками среди операторов – дочерних структур ОАО «РЖД», появлением многочисленной армии собственников подвижного состава. Все это наводит хаос в работе железной дороги, в результате чего не соблюдаются сроки подачи вагонов на предприятия угольных компаний, а отгрузки продукции идут с большим отставанием.

– С какими трудностями при организации перевозок ваша компания столкнулась после появления ВГК? Каким образом вы их решаете?

– Хочется отметить, что у нашего предприятия долгие и хорошие отношения с ОАО «РЖД» и пока что нам не приходилось работать с ОАО «Вторая грузовая компания». Однако, на наш взгляд, создание всевозможных «дочек» приносит большую неразбериху в работе самой железной дороги. В частности, мы все чаще испытываем трудности с получением инвентарного парка под перевозку продукции комбината.

– Каким образом решаются вопросы перевозки угля в сфере ЖКХ и для электростанций в отсутствие вагонов РЖД?

– В таких случаях приходится обращаться к собственникам подвижного состава, что влечет за собой увеличение стоимости перевозки. В частности, из-за порожнего обратного пробега стоимость угольной продукции у конечного потребителя увеличивается от 20 до 45%. Этот рост касается и коммерческих, и бюджетных предприятий. Соответственно, если потребитель угля закупает его на государственные средства, то все эти расходы несет бюджет. Несогласованная поставка собственного подвижного состава, нехватка локомотивного парка, ранние отгрузки – все это создает трудности в работе ОАО «РЖД». Приведу пример: железнодорожная станция обслуживает в среднем 10 погрузочных комплексов с планом отгрузки в среднем 700 вагонов в месяц. У каждого свой перевозчик со своим собственным подвижным парком. Техническая норма разовой постановки составляет 15 вагонов. В результате станция завалена частными вагонами с ограниченным или полным отсутствием маневра для этой техники. В таких условиях нет своевременной отгрузки угольной продукции потребителю, что в зимний период может привести к катастрофе, так как замерзает частный сектор, системе ЖКХ не хватает электроэнергии, случаются прорывы теплоцентрали и многое другое. Для решения таких проблем на железнодорожных станциях необходимо построить дополнительные железнодорожные пути для размещения порожнего подвижного состава, увеличить локомотивный маневровый парк. Все это требует вложения больших денежных средств и времени, и решать эти трудности необходимо было еще «вчера» совместными усилиями грузоотправителей, частных перевозчиков и ОАО «РЖД».

– Какие меры со стороны властей страны и руководства РЖД сегодня необходимы в отрасли для разрешения сложившихся трудностей с перевозкой социального груза?

– Думаю, что перечисленные проблемы касаются не только угля, но и в целом всех перевозок. Несогласованность работы цепи поставок увеличивает стоимость транспортировки груза, растет цена продукции для конечного потребителя в энергетике, сельском хозяйстве, топливной промышленности, системах ЖКХ. А это, в свою очередь, снижает ее конкурентоспособность на внешнем рынке, уменьшает приток валюты и товара в страну и приводит к увеличению стоимости товаров и услуг в указанных сферах. На мой взгляд, сегодня рубится сук, на котором мы сидим. Надо вернуть общий парк подвижного состава в собственность ОАО «РЖД», провести модернизацию технического парка по новым экономическим технологиям, снизить тарифы, может, даже общими усилиями предпринимателей, бизнесменов, правительства страны, ОАО «РЖД», возможно даже построить новую сеть железных дорог, предназначенную только для грузов. Контроль за всем все равно должен оставаться за государством.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru29.11.10Надо построить новую сеть железных дорог только для грузов!