08-10-24 / 2024
Новости отрасли
Уголь не вписывается в договоры

ОАО РЖД просит не продлевать соглашения о вывозе с регионами

ОАО РЖД предложило президенту Владимиру Путину не продлевать соглашения о вывозе угля на восток с добывающими регионами. Компания ссылается на низкую доходность угля и загрузку мощностей в ущерб более доходным грузам. Исключение монополия готова сделать для Кузбасса при условии, что соглашение будет касаться не только угля. Отказ от соглашений может усугубить положение угольных компаний, считают аналитики.

ОАО РЖД предлагает не заключать с 2025 года соглашения о вывозе угля на экспорт на восток с добывающими регионами, за исключением Кузбасса. Об этом говорится в письме главы компании Олега Белозерова президенту РФ Владимиру Путину от 2 октября, копию которого опубликовал портал "Пульс Хакасии". Глава государства поручил рассмотреть вопрос вице-премьеру Виталию Савельеву и главе Минэнерго Сергею Цивилеву. Источник "Ъ" подтвердил, что аппарат вице-премьера получил поручение. Представители Виталия Савельева и Минэнерго комментарии не предоставили. В ОАО РЖД от комментариев отказались.

Как сказано в письме, перевозка грузов в восточном направлении обеспечивает более 30% доходов ОАО РЖД, а около 60% пропускной способности Восточного полигона задействовано для перевозки угля, что обусловлено действием заключаемых с 2020 года соглашений с ключевыми угледобывающими регионами. Но доходность перевозок угля в 1,8 раза меньше, чем иных грузов. Пролонгация соглашений в текущих параметрах приведет к ограничению вывоза на восток 14-15 млн тонн высокодоходных грузов и сокращению доходов ОАО РЖД минимум на 25 млрд руб., говорится в письме. Это в свою очередь ограничит возможность привлечения около 112,5 млрд руб. и потребует сокращения объемов инвестиционной программы, отмечается в обращении. Ранее ОАО РЖД предлагало предусмотреть механизм компенсации выпадающих потерь в доходах "в связи со смещением баланса перевозок в сторону низкодоходных грузов" (см. "Ъ" от 7 октября). С Кузбассом, пишет глава ОАО РЖД, возможно заключение отдельного соглашения о вывозе не только угля, но и других грузов в восточном направлении в объеме 55,3 млн тонн.

В 2024 году ОАО РЖД заключило с правительствами Кузбасса, Якутии, Бурятии, Хакасии, Тувы и Иркутской области соглашения о вывозе около 100 млн тонн угля на экспорт в восточном направлении. Наибольший объем квоты – 54,1 млн тонн – пришелся на Кузбасс. По итогам девяти месяцев в рамках соглашений перевезено 74,1 млн тонн угля, что на 3,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 0,6% выше плана, сообщило 7 октября ОАО РЖД.

Регионы выступают за увеличение квот. Кузбасс на 2025 год предлагал договориться о гарантированной отправке на экспорт в восточном направлении не менее 68 млн тонн угля, сообщалось в презентации главы региона Ильи Середюка. Глава Хакасии Валентин Коновалов просил увеличить квоту на вывоз угля на этот год с 6,5 млн до 10 млн тонн (см. "Ъ" от 12 августа). В правительствах регионов и угольных компаниях не предоставили комментариев.

Источник "Ъ", знакомый с предложениями монополии, говорит, что закрепление преференций за отдельными группами грузов может быть оправданным в качестве оперативной меры поддержки отдельных отраслей в отдельный период времени. "В долгосрочной перспективе это приводит к перекосу и создает дополнительные препятствия для всех участников рынка",– отмечает он. По словам источника "Ъ", сохранение приоритета для угля приводит к ограничениям для производителей и поставщиков продукции с высокой добавленной стоимостью – металлургии, химии, деревообработки, бумаги, товаров народного потребления, различных контейнеропригодных грузов, которые не имеют возможности наращивать перевозки. "Даже с вновь вводимыми мощностями на БАМе и Транссибе эти грузоотправители не чувствуют какого-то облегчения, так как все новые мощности занимает уголь",– говорит собеседник "Ъ".

Каждый 1 млн тонн угля, который не будет вывезен по квотам на экспорт в восточном направлении, может стоить угольным компаниям до 12 млрд недополученной выручки на условиях FOB российские порты, оценил руководитель направления консалтинга NEFT Research Александр Котов. Без соглашений ситуация угольщиков будут только ухудшаться, отмечает он. По предварительным оценкам, на начало августа убыток угольной отрасли РФ оценивался в 6,5 млрд руб. при прибыли за аналогичный период 2023 года в 315 млрд руб., комментирует эксперт. По мнению господина Котова, в условиях, когда Восточный полигон остается перегруженным, а запад и юг – незагруженными, нужны экономические меры, такие как отмена экспортной пошлины, возврат понижающих коэффициентов, скидка к тарифу ОАО РЖД, снижение ставок аренды полувагонов или субсидии из бюджета.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ08.10.2024