31-01-22 / 2022
Новости отрасли
Уголь нарасхват

2021 год стал неплохим, но очень непростым для угольщиков: увеличилась погрузка на сети, в том числе на экспорт, наращивались перевозки угля в контейнерах, росли цены. Но проехать в некоторых направлениях было крайне затруднительно. В этом году участники рынка прогнозируют сохранение тенденций, но снова обращают внимание на необходимость развития инфраструктуры и решения вопроса с брошенными поездами.

Подстегнуть угольную гонку В 2021 году уголь был одним из основных драйверов погрузки на сети.

Тенденция сохранялась на протяжении всего года. Росту перевозок угля способствовали, во-первых, высокие темпы постковидного восстановления и необходимость восполнения запасов угля в регионах страны, которые привели к выросшему спросу на топливо на внутреннем рынке. Во-вторых, высокие цены на уголь позволяли наращивать экспорт продукции как в европейские страны, так и в государства Азии.

Согласно материалам центрального диспетчерского управления ТЭК, по итогам прошлого года Россия нарастила добычу угля на 8,9%, до 438,09 млн т. На фоне такой динамики и выросшего спроса на экспорт главным для угольщиков стал вопрос вывоза большего объема при ограниченной пропускной способности инфраструктуры. Перевалка экспортного угля в морских портах РФ замедлилась, хотя итоговые объемы и приросли. А в ОАО "РЖД" проблемы объяснили влия нием погодных условий, из-за которых выросло время на выгрузку на терминалах Северо-Запада и Дальнего Востока.

Но еще до морозов на сети образовался коллапс – количество брошенных поездов увеличилось и с учетом возросшего спроса на экспорт появился дефицит парка. К нему добавились нехватка локомотивных бригад и проблемы с обеспечением тягой, что в итоге привело к значительным проблемам на целом ряде железных дорог. Сеть встала на СевероЗападе и в центре РФ, Западной Сибири и в направлении морских портов Южного бассейна.

"Высокий спрос на полувагоны среди угольщиков привел к локальному дефициту парка. Этому способствовало ограничение пропускной способности в восточном направлении, которое считается приоритетным для российского угля, а также ограничения по приему грузов со стороны Китая. В результате каменный уголь начали перевозить в контейнерах, в том числе в контейнерах типа Open Top. Однако в II полугодии Китай отказался от использования Open Top для российского угля из-за необходимости повышения загрузки инфраструктуры для перевалки полувагонов", – отмечают в ПАО "ПГК".

Если рассматривать погрузку в разрезе полигонов и направлений, то ситуация на некоторых из них была сложной. По итогам года в минусе остались Северная (-19,2%), Восточно-Сибирская (-5,4%) и Забайкальская (-2,9%) магистрали. Ряд дорог официально не представили итоговые данные по погрузке угля. Не исключено, что они имеют отрицательную динамику. И негативную роль здесь продолжают играть конвенции. Из-за недостаточной провозной способности РЖД терминалы сегодня работают не на всю мощность.

Так или иначе, но если руководствоваться итоговыми цифрами, то в 2021-м погрузка угля ежемесячно росла, а за год этот показатель составил +5,2%, до 371,7 млн т. Например, на Калининградской железной дороге было погружено в 1,6 раза больше каменного угля, чем в 2020 году. Есть значительный рост на Куйбышевской (+67,7%) и СевероКавказской (+25,5%) магистралях. В декабре на юг было отправлено угля больше обычного и на подходах к морским портам Южного бассейна в конце года образовались брошенные поезда. Но уже в начале этого года участники рынка говорят об относительной стабилизации ситуации.

"В 2021 году на мировом рынке угля сложилась благоприятная конъюнктура для угольных компаний, в результате чего российские угольщики увеличили объемы экспортных поставок как на восточном направлении, так и на западном. Однако сложные погодные условия и ограниченность пропускной способности сети РЖД оказывали сдерживающее влияние на объемы перевозок и значительная часть вагонов простаивала на путях", – добавляет директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров.

Как уже было отмечено, экспорт угля в 2021 году продолжил рост.

Наблюдался повышенный спрос на российский уголь в европейском направлении.

Цена на газ подстегивала не только цену на уголь в Европе, но и объем его потребления. По данным монополии, в структуре экспортного грузопотока доля угля составила 51,9%. В прошлом году погрузка угля в адрес экспортных портов выросла на 9,3%, до 182,3 млн т. В том числе в порты Дальнего Востока за год было отправлено 94,6 млн т твердого топлива (+1,7%).

Коксующийся переполох Проблемным 2021-й стал и для производителей коксующихся марок. Высокий спрос в течение года на продукцию металлургических комбинатов как в РФ, так и за пределами страны вынудил металлургов увеличивать объем выпуска товарного проката. Это и привело к резкому росту потребления сырья – коксующегося угля.

Из-за дефицита сырья в Китае и запрета на импорт угля из Австралии осенью цены на коксующийся уголь увеличились до 40%. В среднем концентрат коксующегося угля качественных марок стоил в III квартале около 12 тыс. руб. за тонну без НДС, а в IV квартале подорожал еще больше.

Как следствие, выросла добыча коксующегося угля в РФ. Объем добычи прирос, в том числе в Кузбассе. Приросла и погрузка кокса. По итогам 2021 года – на 7,5%, до 12 млн т. Значительный рост наблюдается на Куйбышевской (в 3,4 раза), Южно-Уральской (+36,5%), Свердловской (+9,8%), Приволжской (+0,4%) и Западно-Сибирской (+1%) магистралях.

При этом производители коксующегося угля столкнулись с неготовностью инфраструктуры общего пользования провезти весь объем груза даже на те направления, на которые год назад РЖД усиленно призывали ехать, говорит заместитель генерального директора по железнодорожному транспорту ООО "Трансметкокс" Евгений Кузнецов. Главная проблема на сегодня (и не только для производителей коксующегося угля) – это работа перевозчика, добавляет он. По факту вагон есть на сети, но в местах погрузки он в дефиците. Одна из причин такой ситуации – большой объем брошенных поездов.

Грузовладельцы и грузоотправители по-прежнему делают ставки на Восточный полигон, реконструкция которого продолжается. "Обещанный ежегодный прирост в 5 млн т в год по вывозу угля с Кузбасса вселяет оптимизм. Грандиозные планы у производителей коксующегося угля в Якутии.

Мы с интересом и легкой тревогой наблюдаем за этим процессом. Беспокоит, что перевозчику в лице РЖД будет сложно перевезти на восток общий желаемый объем угля, а также вероятно увеличение встречных грузопотоков с востока на запад", – комментирует Е. Кузнецов.

Все ставки – снова на восток На Восточном полигоне, по данным монополии, в 2021 году перевозки угля в целом выросли к 2020-му на 0,3 млн т, до 101,2 млн т. Но динамика погрузки каменного угля на магистралях полигона выглядит неравномерной.

Так, погрузка каменного угля выросла на ЗападноСибирской (+3,1%) и Дальневосточной (в 1,5 раза) железных дорогах. На ДВЖД доля угля в погрузке по итогам 2021 года превысила 46%. Главным драйвером рос та стали отгрузки с месторождений в Якутии и Хабаровском крае. Как следствие, в прошлом году на Дальневосточной дороге среднесуточно грузилось 83,5 тыс. т угля. До этого максимальным показателем был 2015 год, когда угольная погрузка в среднем составляла около 57 тыс. т в сутки. За счет угля увеличилась погрузка ДВЖД в адрес собственных станций, включая припортовые.

На Красноярской железной дороге объемы погрузки угля приросли на 2%, до 52,5 млн т. По словам начальника КрасЖД Алексея Туманина, наибольший прирост отгрузки угля обеспечили угледобывающие предприятия Хакасии – 7% по итогам января – ноября текущего года. "Это обусловлено прежде всего высоким спросом на уголь в Европе – на фоне восстановления традиционной энергетики, дефицита газа и высоких цен на него. Перевозки твердого топлива на внутренний рынок у нас также сезонно растут", – говорит он. В прошлом году магистраль завершила I этап модернизации южного хода Междуреченск – Тайшет, обеспечив расшивку узких мест на пути из Кузбасса к портам Дальнего Востока.

Вместе с тем снизилась погрузка угля на Забайкальской (-2,9%) и Восточно

Сибирской (-5,4%) железных дорогах. На снижение повлиял как уже обозначенный выше коллапс, так и большое количество технологических окон.

Перевозчики не устают повторять, что развитие такого угольного региона, как Кузбасс, напрямую зависит от логистики: только эффективная организация логистики позволит остаться в плюсе всем игрокам рынка, а угольщики смогут не только продать больше угля со складов, но и увеличить погрузку.

Недавно президент согласился закрепить дополнительный вывоз 9 млн т угля из Хакасии, Бурятии и Тувы. Подобный механизм уже несколько лет действует для Кузбасса: региону в прошлом году был гарантирован вывоз 53 млн т угля к портам Дальнего Востока, а в этом – на 5 млн т больше, 58 млн т.

Перенаправление угля и рост экспорта привели к потере прибыли от вывоза угля в этих регионах. Решение о квотах связано в том числе и с резким падением экспорта из Бурятии и Хакасии из-за роста объемов вывоза угля из Якутии. Республика Саха, на которую приходится более трети запасов угля на Дальнем Востоке, намерена в ближайшие годы стать одним из лидеров угледобывающей промышленности среди регионов России. Планами интенсивного развития отрасли предполагается, что в 2025-м по сравнению с прошлым годом производство угольной продукции в Якутии возрастет в 4 раза.

По данным ОАО "РЖД", в 2020-м из Хакасии вывезли на экспорт в порты Дальнего Востока 11,5 млн т угля, а из Бурятии – 9,8 млн т. Но в прошлом году погрузка угля по Транссибу и БАМу из этих двух регионов сократилась на 40-60%. В 2021 году Бурятия вывезла на восток 5,9 млн т угля, Хакасия – 5 млн т. Первый вице-премьер Андрей Белоусов называет выделение квот для Хакасии, Бурятии и Тувы обоснованным решением в связи с планируемым увеличением провозной способности БАМа и Транссиба в 2022 году на 14 млн т, до 158 млн т. Практически весь прирост пропускной способности Восточного полигона будет отдан под перевозку угля на экспорт из четырех регионов. Но дополнительный вывоз угля будет возможен только при условии развития Транссиба и БАМа (более подробно об этом читайте в руб рике "Вопрос номера" на стр. 3).

Контейнеры не отстают В прошлом году продолжилась активная погрузка угля в контейнеры: РЖД организовали регулярную перевозку из Забайкалья на экспорт в КНР каменного угля в 20-футовых контейнерах типа Open Top. В 2021 году этот вид подвижного состава оказался востребованным среди грузоотправителей, особенно в условиях ограничений на границе с Китаем. Уголь занял прочное место в структуре погрузки контейнерных грузов, обойдя такие товарные позиции, как автомобили и комплектующие, лом черных металлов, сборные грузы и др.

В целом по итогам года перевозки каменного угля в контейнерах на Забайкальской железной дороге составили 17,7 тыс. ДФЭ (рост в 10 раз), на Восточно-Сибирской – 3,7 тыс. ДФЭ (абсолютный рост).

Осенью ПАО "ТрансКонтейнер" и АО "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК) подписали соглашение о развитии экспортных перевозок угля в контейнерах через пограничный переход Забайкальск. Потенциальный объем перевозок составит более 1 млн т продукции в год. В перспективе "ТрансКонтейнер" также планирует рассмотреть возможность отправки продукции СУЭК через погранпереходы Замын-Ууд в Монголии и Гродеково в Приморском крае. Напомним, что "ТрансКонтейнер" начал перевозки угля в контейнерах открытого типа Open Top в январе 2021 года. Контейнеры этого типа (20-футовые) позволяют осуществлять загрузку насыпных грузов через открытую крышу и решают проблему перевалки на пограничных станциях при смене подвижного состава для разной ширины колеи.

Руководство РЖД настаивает: решение также отвечает интересам китайских коллег, активно работающих над контейнеризацией перевозок.

Слишком много "если"

В январе ОАО "РЖД" вынужденно ввели ограничения на погрузку в некоторых морских терминалах и припортовых нефтебазах из-за образовавшихся заторов в портах. В РЖД, объясняя ограничения на погрузку в адрес отдельных операторов морских терминалов и припортовых нефтебаз, говорят о скоплении в очередях на выгрузку к ним большого количества поездов. В первые дни 2022 года погрузка на сети в адрес портов выросла на 3,8%, при этом не все морские терминалы оказались готовы к таким объемам: средняя выгрузка составляет всего 58% от их перерабатывающей способности.

Среди основных причин снижения выгрузки в РЖД называют неисправность перегрузочного оборудования, неготовность к работе со смерзшимся грузом, переполнение складских емкостей из-за задержек подхода флота.

Все это накладывается на проблемы, уже не первый год характерные для перевозок угля, – наличие узких мест, дефицит полувагонов на сети и нехватку локомотивных мощностей, снижение потребления угля из-за экологии.

С другой стороны, волатильность цен на альтернативные источники энергии и холодная зима способствуют росту спроса на уголь.

"Однако внутренние проблемы (а имен- но – ограниченность пропускной способности железнодорожной инфраструктуры) являются сдерживающим фактором роста экспорта угля. Поэтому первоочередная задача РЖД – расшивка узких мест в существующей инфраструктуре и строительство новой для вывоза угля с новых месторождений", – комментирует И. Макаров.

Что касается цены, то, по данным агентства Argus, в начале этого года ставки аренды полувагонов для перевозки угля продолжили увеличиваться на фоне дефицита подвижного состава, вызванного высокими ценами на уголь и замедленным движением по железной дороге. Относительно декабря ставки в январе повысились на 24%, а инновационных полувагонов – на 16%.

Долгосрочная аренда типовых полувагонов на срок от одного года в январе подорожала на 13%. Росту затрат при перевозках угля способствовала также индексация тарифов РЖД на 6,8%. "Повышение тарифа операторы переложили на грузоотправителей, однако при текущих ценах на уголь и динамике ставок аренды это повышение несущественно", – цитирует агентство источник в угольной компании.

По мнению экспертов АКРА, в текущем году при сохранении спроса на уголь (в значительной степени из-за холодной погоды и высоких цен на газ) снятие инфраструктурных ограничений будет позитивно сказываться на росте объема перевозок.

В 2022-м росту перевозок угля будет способствовать рост объемов его добычи. Минэнерго ожидает, что добыча в этом году вырастет до рекордных 450 млн т. Такой показатель превысит на 2,5% ожидаемый показатель 2021 года и на 2% рекорд 2019-го, прогнозируют аналитики "Фридом Финанс".

И эксперты, и чиновники, и грузовладельцы говорят о том, что удовлетворить высокий спрос на уголь на западе и востоке можно только при условии достаточной пропускной способности российских железных дорог. На сегодня реализовать это можно, лишь отказавшись от перевозки других товаров.

"В этом году мы ожидаем сохранения высокого уровня перевозок угля на сети РЖД. Прогнозы по росту мировой экономики, увеличению глобального спроса на энергетические товары позволяют рассчитывать на продолжение трендов 2021 года. Кроме этого, предпосылки для увеличения перевозок мы видим в реализации масштабных планов по развитию железнодорожной инфраструктуры на восточном направлении. Согласно утвержденным документам, в 2022 году пропускная способность Восточного полигона должна значительно вырасти и достичь 158 млн т (против 144 млн т в 2021 г.)", – отмечает первый заместитель генерального директора АО "Новая перевозочная компания" (входит в группу Globaltrans) Вячеслав Станиславский.

На рост перевозок угля, как добавляют в ПАО "ПГК", в будущем будет влиять несколько факторов. Например, проблемы с поставками нового оборудования для ВИЭ-генерации, которые могут сохраниться и в 2022-2023 гг.

"Помимо этого, возможно значительное увеличение объемов отгрузки коксующегося угля в Индию. О реализации такой возможности говорится не первый год. С учетом существующих инфраструктурных ограничений на сети, вероятнее всего, большая часть отгрузки в Индию будет осуществляться не из России, а из стран АТР, в первую очередь из Австралии", – комментирует представитель компании.

Еще одним сдерживающим фактором может стать высокий уровень заболеваемости ковидом, который приведет к вводу новых локдаунов. В результате спрос на электроэнергию снизится, в первую очередь сократится выработка ТЭЦ.

Не стоит также забывать, что прошлогодний уровень спроса на уголь носил отчасти ажиотажный характер и при стабилизации ситуации на энергетическом рынке мировой спрос и цены могут снизиться.

Прогнозы по росту мировой экономики и увеличению глобального спроса на энергетические товары позволяют рассчитывать на продолжение трендов 2021 г.

На Восточном полигоне, по данным монополии, в 2021 г. перевозки угля в целом выросли к 2020 г. на 0,3 млн т, до 101,2 млн т

По итогам прошлого года Россия нарастила добычу угля на 8,9%, до 438,09 млн т

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер31.01.2022