18-06-20 / 2020
Новости отрасли
Уголь ищет дорогу из Якутии

К 2023 году новый владелец Эльгинского угольного месторождения в Якутии – инвестиционная компания "А-Проперти" – пообещал увеличить добычу в 9 раз, до 45 млн тонн. Практически такие же показатели заложены и в Программе развития угольной промышленности России до 2035 года, которую 13 июня подписал глава правительства Михаил Мишустин. После второго этапа модернизации Восточного полигона, который проводит ОАО "РЖД", у "А-Проперти" появится возможность экспортировать эти дополнительные объемы. В программе указано, что на Эльгинском месторождении планируется добывать 33,9 млн тонн угля и при этом будет построен комплекс обогатительных фабрик с выпуском до 22 млн тонн угольного концентрата в год. Правда, в программе эти объемы указаны с отсылкой на прежнего владельца месторождения – ПАО "Мечел".

В конце апреля инвестиционная компания "А-Проперти", которая принадлежит бывшему владельцу Yota Альберту Авдоляну (по рейтингу журнала Forbеs его состояние оценивается в $700 млн), выкупила у "Мечела" 51% акций Эльгинского угольного месторождения за 97 млрд руб. Учитывая, что после покупки со стороны второго владельца пакета в 49% Газпромбанка была уменьшена и реструктурирована задолженность "Мечела", возникшая при инвестировании в это месторождение, оба акционера нашли общий язык по поводу планов развития принадлежащего им актива. "А-Проперти" сегодня уже имеет контроль над Якутской топливно-энергетической компанией (ЯТЭК, крупнейшая газовая компания Якутии). Ее долги выкупили у Сбербанка в сентябре 2019 года. Сам Альберт Авдолян ранее говорил, что намерен создать полноценный энергетический кластер в Якутии.

Перед подписанием программы 8 июня представитель пресс-службы "А-Проперти" сообщила нескольким СМИ, что компания до 2023 года инвестирует в угольный комплекс Эльги 130 млрд руб. за счет средств акционеров и привлеченных кредитов. Добыча к этому сроку увеличится до 45 млн тонн, фабрики будут построены уже под объем 30 млн тонн концентрата в год. Для вывоза этой продукции планируется увеличить пропускные способности однопутной железной дороги Улак – Эльга, по которой вывозится уголь на БАМ (сейчас ее пропускная способность менее 20 млн тонн), и построить терминал в порту Ванино. Железная дорога Улак – Эльга соединяется с БАМом в районе города Верхнезейск, на несколько сотен километров восточнее Тынды, куда приходит железная дорога Нижний Бестях – Нерюнги, принадлежащая ЖДЯ. Тем самым инвестор взял на себя даже более высокие обязательства, чем прежний владелец "Мечел".

"В Минэнерго знают о планах инвестиционной компании "А-Проперти", и они нашли отражение в одобренной правительством Программе развития угольной промышленности России до 2035 года", – сообщила "Гудку" представитель пресс-службы Минэнерго Ольга Казанская.

В конце мая была зарегистрирована управляющая компания "Эльгауголь", которая и взяла на себя управление Эльгинским угольным месторождением. Через пресс-службу "А-Проперти" рассказала, что на мировом угольном рынке появится новый крупный игрок.

"Здесь добывается твердый коксующийся уголь премиального качества с очень низким содержанием серы и фосфора, – говорит ее генеральный директор Александр Исаев, слова которого привел представитель "А-Проперти". – Все это вкупе с низкими затратами на добычу и переработку, благоприятным географическим положением, экспортным потенциалом ставит Эльгинский угольный комплекс в выгодное конкурентное положение".

Ранее "Мечел" постепенно наращивал добычу, к 2019 году вышел на уровень около 5 млн тонн угля в год и продавал его в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В отличие от энергетических углей коксующиеся, которые и добывают на Эльге, не сильно упали в цене даже в период эпидемии коронавируса и сейчас стоят порядка $150 за тонну, находясь в прямой зависимости от стоимости железной руды. "А-Проперти" уже к концу этого года обещает добыть 7 млн тонн.

Как рассказал "Гудку" заместитель начальника Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД" Валентин Мурашов, возможность провезти дополнительный объем в 30 млн тонн будет зависеть от сроков реализации второго этапа модернизации Восточного полигона. "Однако мы не расширяем пропускные возможности под какого-то одного грузоотправителя, поэтому компании придется встраиваться в те, которые появятся через некоторое время, – замечает Валентин Мурашов. – Я думаю, что по срокам на Эльге за эти три года при наличии финансовых возможностей вполне возможно довести добычу до 45 млн тонн. На открытых карьерах это гораздо проще сделать, чем в шахтах".

При этом представитель РЖД заметил, что экономическая конъюнктура в мире сейчас непредсказуема. Но в принципе для ОАО "РЖД" перевозка угля с Эльгинского угольного месторождения удобна тем, что оно находится не так далеко от порта Ванино, как другие крупные месторождения.

К 2025 году пропускная способность ОАО "РЖД" на восточном направлении должна вырасти с нынешних 100 до 195 млн тонн. При этом не менее 85 млн тонн свободных мощностей появится в направлении Ванино-Совгаванского транспортного узла в результате второго этапа модернизации БАМа. В то же время, по оценке Программы развития угольной промышленности России до 2035 года, экспорт коксующихся углей в восточном направлении должен к 2025 году увеличиться с нынешних 15 млн до 43 млн тонн (в консервативном варианте – до 28 млн тонн). Минэнерго уверяет, что просчитало это, исходя из рентабельности продаж российских коксующихся углей. Поэтому возможности увеличить перевозки и продажи на экспорт у "А-Проперти" действительно будут.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.06.2020