25-08-09 / 2009
Новости отрасли
Уголь будет главной задачей визита Дмитрия Медведева в Монголию

Сегодня президент РФ Дмитрий Медведев начнет визит в Монголию, в которой Россия рассчитывает получить контроль над крупными месторождениями урана, а также обеспечить себе доступ к крупнейшему угольному месторождению Таван-Толгой. Однако в последнее время эти планы сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны Китая. За гарантии того, что Монголия будет развивать сотрудничество именно с РФ, Москва готова предложить Улан-Батору свыше $1,75 млрд. Другим проявлением дружбы должно стать подписание новых контрактов по участию российских компаний в освоении недр Монголии. Как сообщил Сергей Приходько, президенты обсудят вопрос об участии "Роса тома" в разведке, добыче и переработке урановых руд на Дорнодском узле. В конце июля Цахиагийн Элбэгдорж заявил, что Россия может быть привлечена к освоению месторождения "Мардай". Как подтвердил "Ъ" источник, близкий к госкомпании, в Улан-Баторе планируется подписание соглашения о создании СП "Росатомом" и правительством Монголии по разработке этого месторождения. Но на этом положительные новости, похоже, заканчиваются. Президенту Медведеву предстоит обсуждать проблемы другого российского проекта по освоению монгольских недр - СП "Развитие инфраструктуры", которое было создано ОАО РЖД и монгольскими госкомпаниями КОО "Эрдэнэс-МГЛ" и "Монголын то мор зам" по итогам майского визита в Улан-Батор премьера РФ Владимира Путина. В задачи СП входит модернизация железных дорог страны и строительство инфраструктуры к крупнейшим месторождениям. Как заявил "Ъ" тогда глава РЖД Владимир Якунин, в качестве взноса монгольской стороны СП должно получить права на освоение крупнейших месторождений страны, прежде всего - угольного Таван-Толгой с запасами до 6 млрд тонн (разведанные запасы составляют около 900 млн тонн). Само СП заниматься разработкой месторождений не должно - оно обязано провести конкурсы для выбора партнеров, с которыми будут созданы проектные компании, где СП получит 25% плюс одну акцию, инвестор - 75% минус одну акцию. Проект освоения Таван-Толгоя, предлагаемый РЖД, предусматривает строительство от месторождения железнодорожной ветки к Улан-Баторской железной дороге (УБЖД, на 50% принадлежит РФ), откуда уголь должен доставляться по Транссибу в российские порты на Дальнем Востоке и далее - в Японию и Южную Корею. Однако сразу после подписания документов о создании СП эти масштабные планы начали сталкиваться с противодействием других игроков, прежде всего - Китая. Как рассказал источник в МИД РФ, участвовавший в подготовке поездки, в Москве с большим беспокойством восприняли активизацию в Монголии китайских госкомпаний. В июле министерство транспорта Монголии и министерство железных дорог КНР подписали меморандум о взаимопонимании, подразумевающий участие Пекина в модернизации железных дорог страны. При этом Пекин также предлагает строительство железнодорожной ветки к Таван-Толгою для экспорта руды, но через Китай, а не через Россию.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант25.08.2009Краеугольный каменный
Независимая газета25.08.2009Россия освоит монгольский уран