22-01-19 / 2019
Новости отрасли
Уголь больше не грузить

Железная дорога близка к пределу возможностей

ОАО РЖД в этом году сможет увеличить отправку угля на экспорт по ключевым направлениям лишь на 1–2% и просит участников рынка задуматься об альтернативных маршрутах - через порты Грузии, Турции или Калининград. По мнению аналитиков и производителей, хотя цены на уголь "продолжают стимулировать экспорт", для переориентации потоков понадобятся тарифные стимулы и наиболее вероятен рост сухопутных отгрузок в Китай через погранпереходы.

ОАО РЖД закладывает в планы на 2019 год по погрузке угля, ключевого для себя груза, рост на 3,5%, сообщил заместитель главы компании Алексей Шило. Относительно небольшой прирост (в 2018 году погрузка угля выросла на 4,6%, в 2017 году - на 9,1%) объясняется тем, что угольщики используют уже загруженные экспортные направления. По словам господина Шило, в декабре 2018 года ОАО РЖД на совещании рассказало компаниям о возможностях инфраструктуры на 2019 год. "Мы сказали, что сможем перевезти достаточно ограниченный объем угля в направлении портов РФ,- рассказывает господин Шило,- чтобы они могли заранее спланировать работу и рассмотреть альтернативные направления - внутрироссийские, в сторону погранпереходов - и избежать затоваривания складов". По его словам, в декабре на складах было 9,5 млн тонн угля, это чуть меньше трехсуточной погрузки по всей сети.

"В восточном направлении мы перевезем объемы угля с ростом в 1,2%,- уведомил Алексей Шило.- В северо-западном - 1,9%, в южном - 1,5%".

Угольщикам могут быть предложены другие экспортные варианты - порты Грузии, Турции, через Калининград в Польшу и т. д. По словам топ-менеджера, в этом году будет реализовываться обширная программа модернизации инфраструктуры, не меньше чем в 2018 году, "и рассчитывать, что ОАО РЖД много сможет перевезти, пока не стоит". Основные вводы по инвестпрограмме, пояснил он, начнутся с 2020 года, а в направлении на восток к концу года добавится только три пары поездов. При этом, подчеркивает господин Шило, компания будет пытаться перевезти как можно больше в зимние месяцы, в январе перевозки угля уже выросли на 6,7%, в том числе на экспорт - на 10,8%. Дальше, предупреждает он, будет снижение.

В Evraz сообщили, что, как и все угольщики, периодически ощущают определенный дефицит как по портовым мощностям, так и в некоторые периоды по вагонам. В компании согласны с оценкой ОАО РЖД, что необходимо вовлекать западные порты. По словам заместителя главы СУЭК Дениса Илатовского, для обеспечения плановых объемов компания и ОАО РЖД проводят "согласованную программу по улучшению технологии отгрузки за счет ускорения оборота вагонов и управления парком".

Цены на уголь продолжают стимулировать экспорт, говорит источник "Ъ" в отрасли, хотя в конце года они и падали на 20%.

Сейчас спрос на перевозки обгоняет указанный Алексеем Шило предельный прирост, отмечает он, ожидая, что в 2019 году не будет удовлетворяться около 10% заявок на перевозку от угольщиков. В 2020–2021 годах будет проще, закончится первый этап модернизации БАМа и Транссиба, отстроятся терминалы в Усть-Луге и, возможно, в Тамани, введут порт Вера. Что касается новых экспортных направлений, то, хотя в Грузии появляются угольные терминалы, Черное море - ограниченный рынок. Калининград дороже с точки зрения железной дороги и не может конкурировать с Усть-Лугой по глубине. Похвально, говорит собеседник "Ъ", что ОАО РЖД предупреждает об ограничениях, идея о перенаправлении перевозок правильная, но в мгновение ока осуществить это невозможно.

Альтернативные направления, предлагаемые ОАО РЖД, специфические и требуют усилий для перевода даже небольших грузопотоков, что для большинства угольщиков экономически нецелесообразно, полагает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Без специальных тарифных преференций со стороны ОАО РЖД рост перевозок угля на них маловероятен, полагает он, но монополия освоила "тарифный коридор" (скидки к тарифу), и можно пробовать формировать грузопотоки во втором полугодии. Максим Худалов из АКРА говорит, что в качестве альтернативы можно вернуться к Эстонии и Латвии, но это "дорого и политически неправильно". Другой вариант - северокорейский порт Раджин, освобожденный от санкций на транзит, можно грузить крымские порты, но проблемы с экологией и турпотоком будут сдерживать отгрузки, полагает эксперт. "Наиболее вероятным сценарием станет рост отгрузок в Китай по сухопутным направлениям",- считает господин Худалов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ22.01.2019