04-03-20 / 2020
Новости отрасли
Углю открыты все пути

Скидка ОАО "РЖД" увеличит поставки российского сырья в направлении северо-западных портов

ОАО "РЖД" вчера объявило о введении скидок на российские экспортные перевозки энергетического угля с 1 марта до конца 2020 года. Скидки распространяются на транспортировку угля из основных угледобывающих регионов России в направлении портов Северо-Запада и границы с Казахстаном. Согласно официальному пресс-релизу холдинга, на Октябрьской, Северной и Калининградской железных дорогах в адрес северо-западных портов при расстоянии перевозки свыше 3 тыс. км действует скидка в размере 12,8%.

В адрес российско-казахстанских пограничных переходов при дальнейшей транспортировке и перегрузке на пограничных станциях с Китаем действуют две скидки: 12,8% и 25%. Ее размер зависит от расстояния между станциями (на границах России и Казахстана). Так, например, при расстоянии до 3 тыс. км действует максимальная скидка, а если маршрут выше этого значения, то предоставляется скидка 12,8%.

Как рассказал "Гудку" генеральный директор угольной компании "АСКОМ" Антон Стебенев, поскольку сейчас основная нагрузка наблюдается в направлении российских западных портов, скидка РЖД будет наиболее востребована именно там.

"По моей оценке, введение скидки освободит западную ветку. Несмотря на то что наша компания преимущественно работает в направлении Китая, все же отправки в адрес северо-западных портов теперь нам интересны", – считает топ-менеджер операторской компании.

По мнению заместителя генерального директора по логистике СУЭК Дениса Илатовского, решение Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" является очень своевременным.

"Мы не видим дополнительных объемов поставки угля на Казахстан в адрес Китая, которые могли бы увеличиться в связи с предоставляемой скидкой. В то же время в Северо-Западном регионе ситуация сложилась так, что скидка поможет стабилизировать падение объема. Может быть, угольщики, порты и РЖД совместно смогут удержать падение и погрузка уменьшится не так критично, как могла бы в такой ситуации", – пояснил "Гудку" Денис Илатовский.

По данным РЖД, в декабре 2019 года отправка грузов на сети в целом сократилась на 2%, до 106,7 млн тонн. Среди тенденций – дальнейшее снижение погрузки угля. В частности, ожидалось падение погрузки до портов Северо-Запада на 2,5%. К ним относится Усть-Луга, порты Санкт-Петербурга, Калининграда и Приморска.

Для улучшения ситуации железнодорожный холдинг также предоставил угольщикам возможность пользоваться сниженными тарифами на перевозку без гарантийных долгосрочных договоров на поставку определенных объемов грузов. По мнению операторов, такое решение упростит экспортные отправки.

"Сейчас у многих грузоотправителей заключены долгосрочные контракты с зарубежным покупателем, но на западном направлении большинство работает по заявкам. То есть контракт может быть долгосрочным, но отгружаем продукцию по заявкам. В случае если их нет, есть риск невыполнения гарантированных объемов. При такой ситуации оператору не предоставляется скидочная ставка, из-за чего возрастает ценник на уголь для клиента. То, что предлагают РЖД теперь, упростит перевозку, а также снизит цену для покупателя, в которую включена логистика. Считаю, что теперь цена будет наиболее приемлема для зарубежного покупателя", – утверждает Антон Стебенев.

В прошлом году РЖД предоставляли угольщикам Кузбасса скидку 7,41% к тарифу на экспортные перевозки энергетического угля в направлении припортовых станций Октябрьской, Северной и Калининградской железных дорог. Эти тарифы действовали до 31 декабря 2019 года.

Напомним, в конце февраля 2020 года АО "Казахстан темир жолы" (КТЖ) согласовало с Министерством индустрии и инфраструктурного развития Казахстана предоставление скидки в 65% на транзитные перевозки российского угля в Китай, которые будут действовать до 31 декабря 2020 года.

"Благодаря этой скидке Казахстан получит дополнительный грузопоток, – сообщал ранее "Гудку" первый заместитель председателя правления КТЖ Канат Альмагамбетов. – Российский уголь пойдет в Китай через нас, в чем мы, конечно, заинтересованы. Скидка уже действует, российские грузоотправители и их получатели в Китае уже сейчас могут отправлять уголь по альтернативному маршруту".

Как сообщил в ходе брифинга в конце января заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило, альтернативное экспортное направление позволит разгрузить Восточный полигон российской сети.

"На Кузбасс приходится 70% всего экспорта угля. Регион очень сильно зависит от внешних рынков, но если мы не можем выехать на восток по имеющимся направлениям в тех объемах, в каких хотят грузоотправители, то нужно перенаправить это туда, где есть возможность везти. Мы предложили попробовать везти уголь в Китай через Казахстан, погранпереходы Достык – Алашанькоу и Алтынколь – Хоргос", – рассказал Алексей Шило.

Как ранее писал "Гудок", Минэнерго опубликовало программу развития угольной промышленности до 2035 года, согласно которой ожидается два варианта развития отрасли – оптимистичный (с 440 до 668 млн тонн) и консервативный (до 485 млн тонн). При этом оба варианта предусматривают не только наращивание объемов добычи, но и экспорт продукции, объем которого составляет 50% от добычи – 220 млн тонн. Объем экспорта российского угля планируется увеличить с 220 млн тонн до 260 млн тонн по консервативному и до 390 млн тонн по оптимистичному варианту.

Как сообщал "Гудку" начальник Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД" Антон Рышков, оба сценария соотносятся с планами и прогнозами ОАО "РЖД".

"Основной прирост экспортных перевозок угля на восток ожидается из кластера Новосибирской, Кемеровской областей и Хакасии, а также в Дальневосточном кластере (Якутия, Амурская область, Приморский и Хабаровский края). В совокупности эти кластеры обеспечат более 90% прироста экспортных потоков угля на восток.

С точки зрения конкурентоспособности и рентабельности продаж продукции угледобывающей отрасли Минэнерго прогнозирует значительное увеличение поставок российского угля в страны Восточной Азии (Китай, Южная Корея, Япония и другие), с которыми у российских компаний уже сформированы контакты, а также в направлении стран Западной Азии (Индии, Пакистана и других) в связи с наращиванием энергопотребления как населением, так и промышленными предприятиями", – резюмировал он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок04.03.2020