15-10-24 / 2024
Новости отрасли
Удобрениям подобрали тару

Контейнеры для экспорта химии становятся доступнее

Российские химические компании чаще отдают предпочтение контейнерным перевозкам. Доля экспорта удобрений таким способом выросла до 11%, а стоимость доставки по некоторым маршрутам приблизилась к цене традиционной перевозки в хоппере с перевалкой на балкер. Эксперты ждут сохранения тренда до преодоления дисбаланса с импортом и экспортом контейнеров.

Дисбаланс на контейнерном рынке России приблизил стоимость доставки удобрений по некоторым маршрутам в контейнере и по традиционной схеме - в хоппере с перевалкой на балкер, подсчитали в Центре экономического прогнозирования (ЦЭП) Газпромбанка. Как напоминают аналитики, за последние 20 месяцев в РФ было ввезено на 650 тыс. TEU больше, чем экспортировано. На этом фоне контейнерная отправка удобрений в Китай из Пермского края обойдется в $134 за тонну, что всего на $7 за тонну дороже, чем классический способ. Но по другим направлениям схождение цен не такое сильное. В направлении Бразилии доставка в контейнере стоит $144 за тонну - на 64% дороже традиционной схемы, в Западную Индию - $191 за тонну, что на 50% дороже.

Руководитель направления консалтинга NEFT Research Александр Котов поясняет, что из-за диспаритета контейнерных импортно-экспортных отправок операторы контейнеров готовы идти на существенный дисконт для их отправки в страны АТР, ведь в противном случае контейнеры придется доставлять порожними и платить тариф за железнодорожную перевозку.

Как отмечают в ЦЭП, за несколько лет доля перевозящихся на экспорт удобрений в контейнерах увеличилась с 2% до 11%. По данным ОАО РЖД, перевозки удобрений в контейнерах, в том числе на экспорт, в январе-сентябре 2024 года выросли в 1,9 раза, до 375,1 тыс. тонн. Это максимальная динамика среди всех перевозимых в контейнерах грузов.

В Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) также отмечают, что за последние два года доля перевозок в контейнерах увеличивается. В первую очередь речь идет о перевозке калийных удобрений в Китай, а также в порты Балтии в контейнерах, сконструированных для минеральных удобрений. Как поясняют в РАПУ, технология позволяет без угрозы смешения в одном месте оперативно развернуть склад для хранения практически любой номенклатуры груза, а вместимость ограничена только количеством контейнеров.

При необходимости контейнеры можно отправлять поездами, морем, выгружать навалом в суда или таким же образом загружать прямо в порту, продолжают в РАПУ. Фактически, продолжают в ассоциации, терминал по перевалке минеральных удобрений можно развернуть на любом контейнерном терминале или в любом порту, оборудованном контейнерной площадкой и имеющим минимальное оборудование для работы с контейнерами. В крупнейших химических компаниях тенденцию комментировать не стали.

Большая часть - около 70% удобрений - по-прежнему перевозится в хопперах, в том числе в зерновозах, отмечают в ЦЭП. Аналитики добавляют, что удобрения - единственный массовый груз на железной дороге, сохраняющий положительную динамику погрузки в 2024 году, в том числе потому что химические компании не конкурируют за дефицитные мощности Восточного полигона. Вместо этого удобрения экспортируются через наименее загруженные порты Балтии, поясняют в ЦЭП. По данным ОАО РЖД, в январе-сентябре погрузка удобрений выросла на 6,8% год к году, до 50,3 млн тонн. В РАПУ подтверждают, что большая часть минеральных удобрений на экспорт отправляется через порты Балтии, и это направление менее загружено, чем направление Восточного полигона. Но в разные периоды года на направлении северо-запада также ощущается конкуренция грузоотправителей минеральных удобрений, угля и нефтепродуктов, говорят в ассоциации.

Как считает Александр Котов, дальнейшее развитие ситуации будет в значительной степени зависеть от успешности проектов по перевозке контейнеров полувагонами и прочими родами подвижного состава в направлениях, в которых они традиционно следовали порожними. До преодоления дисбаланса, говорит он, стоимость контейнерных перевозок на Дальний Восток будет оставаться на низком уровне, что позитивно скажется на экономике экспортеров, в том числе и химических компаний.

ЦИТАТА

Показатели экспорта (удобрений. - "Ъ") восстановились до рекордного уровня 2021 года. Уверен, что по итогам 2024 года мы этот показатель превысим

- Андрей Гурьев, глава РАПУ, в июне, ТАСС

КОНЪЮНКТУРА

ПОРТЫ ТEРЯЮТ ПОГРУЗКУ

Грузооборот морских портов России за январь-сентябрь снизился на 3,5% год к году, до 667,4 млн тонн, сообщает Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Темпы снижения перевалки ускорились. По итогам января-августа грузооборот снижался на 3,1% год к году.

Объем перевалки сухих грузов, по данным АСОП, в январе-сентябре сократился на 4% год к году, до 332,4 млн тонн. В частности, перевалка угля упала на 12,4%, до 143,4 млн тонн, черных металлов - на 14,3%, до 14,1 млн тонн. Рост на 3,8%, до 56,9 млн тонн, показывает перевалка зерна. Также увеличивается перевалка руды - на 13%, до 8,4 млн тонн. А наибольшими темпами среди сухих грузов растет перевалка минеральных удобрений - на 21,5%, до 32,2 млн тонн.

Перевалка наливных грузов за этот период сократилась на 2,9%, до 335 млн тонн. В том числе снизился грузооборот сырой нефти и нефтепродуктов - на 1% и 8,6%, до 202,4 млн тонн и 98,9 млн тонн соответственно. Выросла перевалка сжиженного газа и пищевых грузов - на 4,5% и 6,8%, до 26,1 млн тонн и 4,6 млн тонн соответственно.

В структуре направлений поставок рост за девять месяцев показывают импортные и транзитные грузы, грузооборот которых увеличился на 8,1% и 1%, до 31,5 млн тонн и 50 млн тонн соответственно. Экспортных грузов перегружено 526,5 млн тонн, что на 3,2% меньше, чем годом ранее. Грузооборот каботажных грузов снизился на 13,6%, до 59,3 млн тонн.

Наибольшее снижение грузооборота в январе-сентябре АСОП отмечает в портах Арктического бассейна, где перевалка снизилась на 5,7% год к году, до 69,4 млн тонн. Основное падение - на 16,4% - пришлось на сухие грузы, которых было перегружено 19,8 млн тонн. Перевалка наливных грузов снизилась на 0,7%, до 49,5 млн тонн. Также сократился грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна - на 7,5%, до 209,4 млн тонн, и портов Дальневосточного бассейна - на 2,3%, до 175,9 млн тонн. Рост отмечается в портах Балтийского и Каспийского бассейнов - на 1% и 9,3%, до 206,5 млн и 6,2 млн тонн соответственно. В обоих случаях растет перевалка сухих грузов - на 7,5%, до 94,3 млн тонн, и на 21,2%, до 4,3 млн тонн. Анатолий Костырев

 

Источник Дата Наименование материала

Коммерсантъ

15.10.2024