27-01-14 / 2014
Новости отрасли
Ударный финал

В 2013 году по отношению к предыдущему погрузка на сети упала на 2,8%, или в абсолютных цифрах на 35,1 млн тонн. Причем во внутренних перевозках падение оказалось более заметным, чем в экспортных. Приоритет отдан выполнению обязательств по долгосрочным договорам с ключевыми клиентами. В то же время при таком снижении погрузки и незначительном росте грузооборота на 1,1% по-прежнему увеличивались грузопотоки на основных лимитирующих направлениях в порты: на Усть-Лугу – на 8,1%, Мурманск – на 12,3% и Ванино – на 23%. В декабре выросла общая передача по стыкам – до 173,3 тыс. вагонов в среднем в сутки, что на 12,9 тыс. вагонов больше, чем в предыдущем году, в том числе груженая часть приросла на 6 тыс. единиц. По итогам прошлого года компании удалось добиться положительного финансового результата. Создан задел для последующей финансовой устойчивости уже в нынешних условиях замораживания тарифов на грузоперевозки. Основные слагаемые положительного итога – успешное выполнение в последний месяц года не только объемных, но и финансовых показателей, позитивные изменения в самой структуре перевозок за счет увеличения доли дорогостоящих грузов. Объемы погрузки второго класса превысили плановое задание на 1,3%, третьего – на 2,3%. Наблюдался, хоть и всего на 0,4%, рост по массовым грузам первого класса. В декабре перевозки росли и в сравнении с 2012 годом в целом по сети на 1,8%, в том числе грузов первого класса на 1,6%, второго – на 3,8% и третьего – на 5,7%. Но признаки общей отрицательной динамики в целом по году стали очевидны еще по результатам работы компании в октябре и ноябре. Приросли лишь грузы первого класса – на 0,7% с соответствующим снижением на 0,3% и 0,4% номенклатур второго и третьего классов. Уровень 2012 года был превзойден по углю (на 1,4%), руде (на 1%), удобрениям (на 4,2%), а также контейнерам (на 1,7%). Поэтому не случайно, что годовые объемы перевозок выросли только на Западно-Сибирской и Калининградской дорогах, где доля как раз таких грузов значительна. На уровне прошлого года грузили на Октябрьской, Московской, Северной, Свердловской и Куйбышевской дорогах. В условиях падения перевозок определяющее значение в компании придавалось обязательствам по долгосрочным договорам с ключевыми клиентами, в том числе гарантированному предъявлению вагонов, своевременной доставке грузов. Оказывались и дополнительные услуги – перевозки по расписанию, перевалка грузов в портах, морской фрахт, экспедирование, комплексные услуги по предоставлению подвижного состава различных собственников и др. Долгосрочные обязательства в прошлом году выполнены на 93–97%, а по таким крупным компаниям, как ЕВРАЗ, НОВОТЭК, Магнитогорский металлургический комбинат, – в полном объеме или даже с превышением. Заметного эффекта, в том числе и в части повышения качества обслуживания клиентов, удалось добиться и в перевозках по расписанию. Всего по графику грузовых поездов отправлено 8765, в них перевезено 27,7 млн тонн, при этом дополнительно заработано 700 млн руб. Ушедший год стал началом реализации проекта «Транссиб за семь суток». В его рамках перевезено 250 тыс. тонн грузов, средняя скорость поездов составила 1051 км/сут. Был запущен и проект «Грузовой экспресс». В среднем в сутки отправлялось 137 поездов по спецрасписаниям, хотя уже в декабре их количество достигло 240, всего за год оно превысило 7 тыс. В декабре положительная динамика отмечена и при выполнении всех бюджетных показателей. Совершенствование технологий перевозочного процесса впервые за последние годы увеличило участковую скорость (на 0,7 км/ч). Рост показателей и в целом по году по той же участковой скорости на 0,8 км/ч, среднему весу поезда – на 20 тонн, среднесуточной производительности локомотива – на 29 тыс. ткм брутто. О повышении эффективности эксплуатационной работы свидетельствует и то, что за десятилетний период последние два показателя выросли более чем на 8% и на 16,3%. Из серьезных проблем в прошлом году можно отметить затруднения в организации движения пассажирских поездов. Предпринятые комплексные меры позволили изменить ситуацию в лучшую сторону. Уже в декабре график движения пассажирских поездов удалось значительно улучшить. По отправлению он составил 98,3% (на 0,5% больше по сравнению с 2012 годом), по проследованию станций посадки и высадки – 94,7% (на 0,24% меньше, чем в 2012 году), а по прибытию на конечные пункты остался на уровне предыдущего года – 97,5%. Всего за 12 месяцев прошлого года перевезено свыше 1 млрд 80 млн пассажиров, что на 2,1% больше, чем годом ранее, в том числе в дальнем следовании – свыше 110 млн 700 тыс. (падение на 5%), в пригородном сообщении – более 970 млн (рост на 3%). При этом пассажирооборот упал в целом на 4,2%. Падали пассажирские перевозки и в новогодние праздники, причем не подтвердились оптимистичные прогнозы и в отношении дней с пиковой нагрузкой, с 27 по 30 декабря. Так, по данным департамента пассажирских сообщений, 29 декабря было перевезено 437 тыс. пассажиров, в то время как запланировано 450 тыс. Для сохранения и приумножения опыта, наработанного в прошлом году, восстановления положительной динамики объемных показателей работы руководством компании поставлен целый ряд первоочередных задач на 2014 год. В числе приоритетов, в частности, – совершенствование системы корпоративного управления, окончательное определение роли и места Корпоративного центра, региональных центров корпоративного управления, завершение настройки взаимодействия на горизонтальном уровне основных вертикалей. Первоочередной задачей в секторе пассажирских перевозок уже в ближайшие дни должно стать обеспечение современных стандартов качества обслуживания пассажиров в период организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. Отдел эксплуатационной работы транспорта

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.01.2014Ударный финал