05-10-16 / 2016
Новости отрасли
Удачный август

Грузооборот на сети РЖД в августе составил 198 млрд ткм, что на 2,1 выше, чем за аналогичный период прошлого года. Это лучший показатель для августа за последние 15 лет. Кроме того, рост в августе показала и погрузка 0,7 к прошлому августу и составила 105,9 млн тонн.

ПАО "Научно-производственная корпорация "Объединенная вагонная компания" подготовило очередной обзор железнодорожного рынка РФ за август – сентябрь текущего года. Эксперты ОВК отмечают, что замедление темпов роста погрузки в значительной степени обусловлено сокращением коммерчески пригодного парка на сети и, как следствие, возникновением дефицита полувагонов в Кузбассе.

В результате в августе погрузка угля на сети РЖД сократилась на 0,4% к уровню августа прошлого года и составила 26,3 млн тонн.

Помимо угля, снизились объемы перевозки нефти и нефтепродуктов (-5,6%), черных металлов (-3,3%), лома (-7,1%), цемента (-6,5%) и зерна (-5,9%). Однако выросли перевозки строительных грузов (+8,2%), железной и марганцевой руды (+2,2%), лесных грузов (+12,9%), кокса (+22,2%) и цветной руды (+5,6%). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 214 млн тонн угля (+3,2% к уровню 2015 года). При этом добыча угля в августе достигла рекордного для данного месяца значения и была выше уровня прошлого года на 10,3%, по данным Минэнерго, и на 13,8%, по данным Росстата.

"Разнонаправленная динамика погрузки и добычи угля обусловлена сокращением коммерчески пригодного к перевозкам парка полувагонов, такая же ситуация наблюдалась в 2008 и 2012 годах, что привело к значительному росту ставок на полувагоны, – напомнила старший аналитик ОВК Лейсана Коробейникова. – В августе внутренние перевозки к уровню прошлого года сократились на 9%, а экспортные выросли на те же 9%. Снижение объемов внутренних поставок обусловлено более высокой доходностью продажи угля на экспорт на фоне дефицита парка. При этом объемы экспорта угля из РФ находятся на максимально высоком уровне за последние три года. Экспортный грузопоток вырос в Великобританию (+15%), Китай (+40%), на Украину (+25%) и в Японию (+5%)".

По мнению эксперта, рост поставок в Великобританию объясняется дефицитом электроэнергии в стране. Увеличение поставок угля в Китай обусловлено природными катаклизмами. В провинции Шэньси наводнением разрушена железная дорога, по которой около 20% импортного угля из Монголии направлялось в Китай. В сентябре эти же обстоятельства привели к подорожанию коксующегося угля до более чем $200 за тонну. Сложная ситуация с поставщиками угля сложилась и на Украине. Согласно данным министерства энергетики и угольной промышленности Украины, запасы угля составляют 961 тыс. тонн, а его дефицит – не менее 1,1–1,3 млн тонн.

В краткосрочной перспективе перевозки российского угля могут снизиться из-за локального дефицита полувагонов, несмотря на рекордную добычу и высокий спрос на мировом рынке. Коммерчески пригодный к перевозкам подвижной состав на сети РЖД сократился, по оценкам экспертов рынка, до 987 тыс. единиц, неисправный парк – до 93 тыс. единиц. Реальный профицит парка составил 75 тыс. единиц, из них всего 3 тыс. полувагонов.

Стоит отметить, что рост ставок на предоставление грузовых вагонов продолжается по мере балансировки парка. В августе реализация вагонов заводами СНГ составила 3,802 тыс. единиц, что вдвое выше августа прошлого года и в полтора раза выше уровня предыдущего месяца. При этом реализация в сегменте типовых вагонов на тележках 18-100 и ее аналогах к августу 2015 года снизилась на 8%, в то время как в сегменте вагонов нового поколения выросла в четыре раза. А вот списание в августе вернулось на высокий уровень – 8,5 тыс. вагонов (из них 4,9 тыс. – полувагоны). Суммарное списание за восемь месяцев текущего года составило 80,7 тыс. вагонов (+16% к аналогичному периоду 2015-го).

Сложившаяся ситуация, считает Лейсана Коробейникова, может привести к снижению погрузки из-за недостатка подвижного состава. Сокращение на рынке предложений по полувагонам вызвало рост ставок на них. Так, в сентябре полувагон на типовой тележке предоставляли в аренду по ставке до 800 руб./сут.

По словам аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, в Азии уголь с апреля текущего года подорожал на 40–50% в зависимости от марки, а в Европе – примерно на 55%.

"Логично, что российские производители угля увеличили добычу за восемь месяцев 2016 года на 6% – до 250,7 млн тонн, а экспорт – на 8% – до 108,2 млн тонн. При этом производство угля в Кемеровской области в январе – августе в 2016 года выросло более существенно – на 9% и приблизилось к 150 млн тонн. Такая активность угольщиков намного превысила увеличение грузооборота железнодорожного транспорта, составившее всего 1,5% за тот же период, что могло способствовать росту ставок на предоставление вагонов", – полагает Дмитрий Лукашов.

По его словам, производители предпочли нарастить запасы угля до 13,4 млн тонн, что почти в полтора раза выше нормы. Это говорит о том, что рост ставок на предоставление вагонов близок к завершению, хотя и может продлиться некоторое время.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.10.2016