23-04-13 / 2013
Новости отрасли
Участники сетевого совещания первых заместителей начальников ж/д на днях обсудили вопросы практической реализации ЕСТП

Участники сетевого совещания первых заместителей начальников железных дорог – филиалов ОАО «РЖД» на днях обсудили вопросы практической реализации Единого сетевого технологического процесса железнодорожных грузовых перевозок (ЕСТП).

Напомним, что ЕСТП окончательно принят в конце декабря 2012 года в качестве программного документа, направленного на организацию и управление процессом перевозок в условиях множественности операторов подвижного состава. В соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» ЕСТП применяется в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативно-правовым актам РФ. Так, не требуется внесения измений в законодательство для внедрения разделов ЕСТП, определяющих порядок технического нормирования перевозочного процесса, технологию управления поездной и грузовой работой, а также технологию управления работой локомотивов и локомотивных бригад.

«Однако для полномасшабного внедрения всех принципов ЕСТП пока не хватает законодательного обеспечения. Это должен быть документ, работающий не только в РЖД, но и на всем рынке», – отметил первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов.

ОАО «РЖД» уже направило в Минтранс свои предложения по внесению изменений в Устав железнодорожного транспорта.

В частности, предлагается:

– установить плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования и указать случаи ее взимания;

– ввести обязанность грузоотправителя и владельца подвижного состава обеспечить уборку вагонов с железнодорожных путей общего пользования и установить экономические санкции за невыполнение данной обязанности;

– законодательно закрепить особенности перевозки порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику.

Как сообщил начальник Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Павел Иванов, 28 февраля 2013 года на совещании у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича было принято решение в целом одобрить проект ФЗ «О внесении изменений в Устав железнодорожного транспорта» и рекомендовать его для рассмотрения комиссией правительства по законопроектной деятельности.

При этом часть положений ЕСТП еще подлежит обсуждению. Надо сказать, что с начала года на всех железных дорогах прошли координационные советы, в рамках которых участники перевозочного процесса проанализировали различные аспекты применения ЕСТП. В результате определен круг вопросов, требующих дальнейшего рассмотрения. Они касаются, к примеру, временного размещения (на платной основе) не задействованного в перевозочном процессе собственого подвижного состава на путях общего и необщего пользования, принципов подачи и согласования заявки, а также консолидации мелких операторов.

«ЕСТП задает его участникам ориентиры для работы по устранению проблем, следствием которых стало увеличение рабочего парка, замедление оборота грузового вагона и снижение участковой скорости», – отметил первый заместитель начальника Южно-Уральской железной дороги Сергей Чернов. По его словам, заложенные в ЕСТП базовые принципы позволяют оптимизировать использование вагонного парка в условиях множественности операторов, повысить эффективность логистических схем доставки грузов и порожних вагонов, а также минимизировать инфраструктурные ограничения, вызванные значительным избытком вагонов.

В то же время в ходе обсуждения положений ЕСТП на ЮУЖД был высказан ряд замечаний. Со стороны грузоотправителей они связаны с переходом на календарное планирование, поскольку это, по их мнению, осложнит выполнение производственных программ предприятий и снизит возможности оперативного реагирования на изменения конъюнктуры рынка. В еще большей степени грузовладельцев не устраивает финансовая ответственность за невыполнение календарного плана. В свою очередь, замечания операторов касались ужесточения требований к управлению порожними вагонопотоками и дислокации невостребованных вагонов.

С. Чернов рассказал, что конструктивный диалог дороги с грузоотправителями и операторами уже дал определенный результат. Так, на ЮУЖД с применением календарного планирования сегодня подается до 98% от всех заявок ГУ-12, обеспечивающих около 80% объемов погрузки магистрали. В основном это грузы минерально-строительного комплекса, флюсы, а также грузы, следующие на экспорт.

Кроме того, налажено взаимодействие с Первой и Федеральной грузовыми компаниями по согласованию заявок на перевозку по станциям массовой погрузки строительных грузов, что позволило не допускать скопления порожняка этих собственников на станциях и подходах к ним. Аналогичная технология сейчас прорабатывается и с другими операторами – ЗАО «Русагротранс» и ЗАО «НефтеТрансСервис».

Первый заместитель начальника Калининградской железной дороги Сергей Серга считает, что при окончательном внедрении ЕСТП необходимо учесть некоторые специфические особенности приграничных дорог. В частности, в ЕСТП должна найти отражение нормированная и четко прописанная технология обработки поездов на приграничных станциях со стороны не только железнодорожников, но и органов государственного контроля. Это позволит синхронизировать все процессы и стабилизирует работу станций.

В качестве примера С. Серга привел приграничное сообщение Калининград – Польша. «Контрольные органы под давлением общественного мнения приняли решение о том, что стоянка пассажирского автобуса не должна превышать 8 минут. Тогда как пассажирские поезда стоят от 35 минут и более, – отметил он. – В отношении грузового коммерческого транспорта в последние годы тоже наметилась тенденция сокращения времени его нахождения на границе. При этом время обработки поездов контрольными органами не только осталось неизменным, но в ряде случаев даже увеличилось».

Кроме того, С. Серга предложил для грузоотправителей с малым объемом ежемесячной отправки грузов третьего тарифного класса (до 50 вагонов или контейнеров в месяц) сохранить планирование перевозок в существующем режиме, поскольку они не критичны для пропускной способности сети, но зато являются высокодоходными.

Таким образом, технология перевозочного процесса еще будет развиваться и совершенствоваться. По мнению всех участников рынка, необходимо учитывать различные мнения и интересы и выстраивать диалог на принципах взаимной ответственности.

Елена Ушкова

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-партнер.ru22.04.13В режиме диалога