Рабочей группой из представителей ОАО «РЖД», Минтранса и НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» подготовлен проект изменений в Правила перевозки грузов. Они касаются перемещения порожних вагонов.
Изменения касаются 10 правил, регулирующих различные аспекты работы с порожним вагоном: от исчисления сроков доставки до правил очистки.
Практики рынка считают наиболее важным изменением то, что на порожняк теперь необходимо оформлять накладную. То есть, по сути, он приравнивается к грузу. По мнению рабочей группы, заявку на порожний подвижной состав предоставлять будет не нужно, однако в накладной в графе «особые отметки» следует указывать информацию о владельце вагона.
Первоначально ОАО «РЖД» предлагало создать отдельные Правила перевозок порожних вагонов. Однако в ходе обсуждений было решено отказаться от этой идеи. Как пояснили в Минтрансе, появление отдельного документа требовало большого количества согласований и регистрации в Минюсте, что заняло бы много времени. Рабочая группа приняла решение включить работу с порожняком в виде изменений в Правила перевозки грузов, и в ведомстве считают, что смогут полностью подготовить проект документа в первом квартале этого года.
«На уровне договоров между перевозчиком и оператором стандартизировать процесс перемещения порожних вагонов не представляется возможным. Нужно учитывать не только технологии перевозчика, но и технологии работы операторских компаний. Поэтому создание нормативных актов, регулирующих Правила перевозки порожних вагонов, является логичным шагом к организованному рынку», – говорит координатор проекта по разработке Правил перевозок порожних вагонов от «Совета рынка» Светлана Брокар.
В ОАО «РЖД» положительно оценивают факт подготовки документа. Однако остались некоторые непроработанные вопросы. В частности, коммерческая приёмка вагонов после выгрузки, которой раньше занимались железнодорожники. После того как у компании практически не останется собственного парка, она не обязана будет это делать. Но приёмо-сдаточные пункты на всей сети есть только у неё, у операторских компаний нет подобной разветвлённой системы.
По мнению операторов, коммерческая приёмка является частью приёмки порожняка к перевозке в целом и является обязанностью перевозчика.
Возможно, решением проблемы может стать дополнительная тарификация услуг по коммерческой приёмке вагонов, для того чтобы РЖД могли продолжать содержать сеть.
«Законодательные изменения – это одна из трёх составляющих решения проблемы порожних вагонов, с которыми сталкивается ОАО «РЖД», – говорит заместитель начальника департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Андрей Емельянов. – Плюс к этому компания решает проблему технологического регулирования парков, а ФСТ готовит унифицированный тариф на перевозку порожних вагонов».
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок.ru | 27.01.11 | Порожняк приравнен к грузу |