17-11-06 / 2006
Новости отрасли
Участники российского рынка контейнерных перевозок начинают играть по правилам

С 1 июля 2006 года "законодатель рельсовой моды" ОАО РЖД выделило бизнес по организации контейнерных перевозок в самостоятельную структуру, отпустив дочернюю компанию - ОАО "ТрансКонтейнер", в свободную конкурентную среду. Но добровольная демонополизация со стороны Российских железных дорог опасения игроков не сняла. Новая компания была обречена не только на обвинения в доминировании на рынке, но и взяла на себя серьезные риски, связанные с организацией крупного самостоятельного бизнеса в интересах не столько материнской компании, сколько в интересах государства.

Выступая на прошедшей недавно отраслевой конференции, директор по научным проектам Евро-азиатского транспортного союза (ЕАТС) Юрий Щербанин сказал: "Сегодня ситуация на отечественном контейнерном рынке такова, что при вступлении России в ВТО, подавляющее большинство российских компаний не выдержат конкуренции. Я не являюсь адептом "ТрансКонтейнер", но идея создания компании такого масштаба и с такими сверхзадачами верна".

По словам генерального директора "ТрансКонтейнер" Петра Баскакова, главной проблемой, которую возможно было решить только на практике в течение первых месяцев самостоятельной деятельности, как раз и являлась необходимость создания абсолютно новой по содержанию технологии взаимодействия крупного железнодорожного оператора, которым является компания, с перевозчиком в лице ОАО РЖД и другими операторами и экспедиторами. По мнению аналитиков РЖД, эта технология и положена сейчас в основу конкурентной среды на российском рынке контейнерных перевозок.

Специалисты "ТрансКонтейнер" сообщили, что в результате совместной работы ФСТ России и ЦФТО РЖД в июне были созданы экономически привлекательные условия для всех собственников платформ и контейнеров. И, что не менее важно, привлекательные для потенциальных инвесторов, поскольку новыми тарифными условиями зафиксирована реальная вагонная и контейнерная составляющие.

На упреки в необоснованном повышении тарифов на услуги компании "ТрансКонтейнер" недавно ответил президент ОАО РЖД Владимир Якунин, сообщив про заметный прирост перевозок грузов в контейнерах с начала года, означающий, что тарифную политику нельзя считать неправильной. С учетом того, что "ТрансКонтейнер" с самого начала своей деятельности снизил тарифы на ряде направлений, например, на прямые импортные схемы из портов Дальнего Востока на станции европейской части России на 9 процентов, упреки в тотальном повышении тарифов и вовсе звучат сомнительно.

В целом складывается впечатление, что с появлением на рынке компании "ТрансКонтейнер" возникло очень много шума из почти ничего. Даже заместитель начальника отдела железнодорожного транспорта ФАС России Дмитрий Голополосов отметил: "Доминирующее положение "ТрансКонтейнер" в части подвижного состава пока еще не доказано, вопрос рассматривается специалистами антимонопольного ведомства".

С учетом того, что примерное количество подвижного состава, переданного в июле дочернему обществу ОАО РЖД, было известно еще в прошлом году, реальное положение вещей, думается, гораздо быстрее докажет рынок с уже взлетевшими темпами пополнения парков платформ частных операторов.

Характерно, что ФАС в ноябре разработала Поведенческие условия для "ТрансКонтейнер", направленные на обеспечение конкурентных условий, которые в точности исполнялись дочерним обществом ОАО РЖД с самого начала своей самостоятельной деятельности без какого-либо регламента. Условия включают ряд требований, прежде всего недискриминационный доступ независимых операторов к контейнерным терминалам и подвижному составу компании. По словам Петра Баскакова, именно тогда, когда по этим правилам будет работать каждый оператор собственного подвижного

 

ИсточникДатаНаименование материала
Российская газета17.11.2006На новой платформе