25-10-10 / 2010
Новости отрасли
Участники бизнес-форума в Баку подтвердили необходимость развития транзитного коридора "Север - Юг"

Первый вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Вадим Морозов заявил на форуме, что реализация потенциала МТК "Север - Юг" связана с созданием прямого железнодорожного сообщения между Россией и Ираном. Перспективный объем товарного рынка МТК, по его словам, оценивается в 25 млн. тонн к 2015 году. Для транспортировки грузов и пассажиров по транспортному коридору на сегодняшний день возможны три варианта маршрутов с использованием различных видов транспорта: западная ветвь коридора (прямое железнодорожное сообщение по линии Астрахань - Махачкала - Самур через территорию Азербайджана с выходом на Иран); восточная ветвь коридора (прямое железнодорожное сообщение через территории Казахстана, Узбекистана и Туркмении с выходом на железнодорожную сеть Ирана по пограничному переходу Теджен - Серахс); транскаспийский железнодорожно-водный маршрут через порты Астрахань, Оля, Махачкала. "Однако транзитный потенциал железнодорожной инфраструктуры Каспийского региона практически не используется. Хотя взаимная торговля между Европой и странами Персидского залива и Южной Азии, потенциальный грузооборот которой сейчас составляет 3,5 млн. ДФЭ в год, неуклонно растет", - сказал Вадим Морозов. Причиной сложившейся ситуации является отсутствие ряда "связующих звеньев" транспортной цепи, что вызвано недостаточным развитием или полным отсутствием инфраструктуры на отдельных направлениях. Топ-менеджер российской компании напомнил, что для развития западной ветви МТК в 2005 году между железными дорогами России, Азербайджана и Ирана было подписано соглашение о реализации проекта строительства и эксплуатации железнодорожной линии Казвин - Решт - Астара (иранская) - Астара (азербайджанская). Данный маршрут является наиболее оптимальным с точки зрения транспортного сообщения Европы с Ираном и странами Южной Азии. Как отметил директор института ГипротрансТЭИ (филиал РЖД) Федор Пехтерев, одним из самых важных преимуществ западного ответвления коридора "Север - Юг" является его наименьшая протяженность по сравнению с двумя остальными маршрутами. В 2008 году ОАО "РЖД" подготовлено технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта строительства линии Решт - Астара (иранская) - Астара (азербайджанская) протяженностью 171,9 км, в том числе по территории Азербайджана - 8,3 км. Сравнительный анализ сроков доставки грузов из Европы и России в сообщении со странами Персидского залива и Южной Азии показывает, что преимущество прямых железнодорожных маршрутов с использованием новой линии Казвин - Решт - Астара может составить до 10 суток. Согласно ТЭО возможная загрузка новой железнодорожной линии Решт - Астара (иранская) - Астара (азербайджанская) составит 9 млн. тонн в 2015 году и более 19 млн тонн - к 2030 году. При этом суммарная величина инвестиций в строительство линии оценивается в $408 млн. По словам главы ЗАО "Азербайджанские железные дороги" Арифа Аскерова, по итогам разработки ТЭО было решено создать консорциум с регистрацией в Москве, который выполнял бы функции управления проектом и в уставный капитал которого каждая из трех стран вносила бы по $2 млн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.10.10Стальной бросок на Юг