19-01-23 / 2023
Новости отрасли
У задачи есть решение

В компании создают предиктивную модель жизненного цикла пути и колеса

В ОАО "РЖД" создается предиктивная модель взаимодействия пути и подвижного состава, ввод которой в опытную эксплуатацию планируется произвести осенью этого года. Об этом говорилось на прошедшем вчера заседании Научно-технического совета (НТС) компании, посвященном результатам научно-практической работы "Оптимизация взаимодействия в системе "колесо – рельс".

В заседании приняли участие глава холдинга ОАО "РЖД" Олег Белозеров и члены правления, представители Минтранса России, Минпромторга, Росжелдора, крупнейших машиностроительных и металлургических предприятий, члены научного сообщества. Руководивший дискуссией председатель НТС, генеральный директор – председатель правления компании Олег Белозеров отметил, что вопрос повышения эффективности взаимодействия в системе "колесо – рельс" является ключевым для отрасли.

На заседании НТС этот вопрос рассматривался комплексно. "Такого рода НТС, объединяющий всех участников процесса, проводится впервые", – отметил заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ) Евгений Шевцов.

Структурные подразделения компании применяют не только традиционные, но и инновационные технологии поддержания ресурса системы "колесо – рельс".

Одной из перспективных мер поддержки работоспособности рельсов является применение их превентивной шлифовки. По данным Евгения Шевцова, такой подход позволяет увеличить ресурс рельсов и снизить темп их повреждений на 30-40%. ЦДИ совместно с учеными и производителями разрабатывает новый рельсошлифовальный поезд РШП 2.0, обладающий скоростью шлифования 30 км/ч, что в три раза выше показателей действующих на сети РШП. Опытный образец РШП 2.0 планируется изготовить в будущем году.

"Для локомотивного комплекса основной прикладной задачей в работе по снижению износа элементов системы "колесо – рельс" является обеспечение сохранения ресурса колесного бандажа или цельнокатаного колеса до его плановой замены", – отметил заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Дирекции тяги (ЦТ) Олег Валинский.

Дирекция тяги совместно с сервисными предприятиями проводит упрочнение бандажей колесных пар. Для повышения твердости в распоряжении сервисных компаний находится 69 установок магнитно-плазменного упрочнения бандажей колесных пар. Сейчас идут испытания новой технологии упрочнения с помощью лазера.

Подготовлен к апробации на сети новый профиль колеса, который должен обеспечить переход от двухточечного контакта в кривых к одноточечному. По расчетам ВНИИЖТа, контактное давление при внедрении нового профиля может быть снижено более чем на 40%.

Вся эта работа является частью комплекса исследований и разработок по данной тематике, и это тоже новация. "За последние два десятилетия проводился большой спектр работ, решавших важные, но локальные задачи. А комплексного подхода не было", – утверждает генеральный директор АО "ВНИИЖТ" Сергей Виноградов.

Важнейшим результатом всей работы будет предиктивная модель взаимодействия пути и подвижного состава (иначе ее еще называют цифровым двойником или виртуальным полигоном). Двойник представляет собой 3D-модель подвижного состава и пути, которая не только отслеживает состояние элементов пути и подвижного состава, но и выдает прогноз их поведения. В настоящий момент идет накопление и систематизация данных, подготовлены расчетные 3D-модели пути и подвижного состава.

Наличие такой модели позволит приступить к разработке и внедрению адресных мероприятий, обеспечивающих снижение интенсивности износов и деградаций пути и подвижного состава за счет оптимизации сил и контактных давлений в системе "колесо – рельс". Причем модель позволит выполнить адресное назначение этих мероприятий с учетом эксплуатационных особенностей участков как в настоящий момент, так и для перспективных условий.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.01.2023