30-10-12 / 2012
Новости отрасли
У проекта по экономической интеграции регионов Крайнего Севера с Приуральем - "Белкомур" открывается "второе дыхание"

На представительном совещании в Москве одобрили новую экономическую концепцию реализации проекта - на основе концессионного соглашения.

- Проект "Белкомур", основной составляющей которого станет строительство железнодорожной магистрали Архангельск - Пермь, будет реализован: есть воля губернаторов, задействованных в проекте регионов, есть политическая воля страны, - заявил на днях полпред президента РФ в СЗФО Николай Винниченко. - Вместе с Михаилом Бабичем, полпредом президента России в Приволжском федеральном округе, мы провели совещание с участием ключевых министров, которые задействованы в этом проекте. Теперь вопрос в сроках подготовки проектно-сметной документации и вынесении проекта для обсуждения профильными министерствами.

Масштабный проект, включающий в себя строительство нового глубоководного порта в Архангельске и пробивку прямого железнодорожного пути, связывающего Архангельск, Сыктывкар, Кудымкар и Пермь, был предложен в 1995 году. Его разработкой занимались институты Ленгипротранс и Уралгипротранс при участии московского Гипротранс ТЭИ.

По расчетам проектировщиков общая протяженность железнодорожной магистрали, связывающей Архангельск с Пермским краем, должна составить 1155 километров, из них 715 километров - новое строительство и лишь 440 - реконструкция существующих путей в северной части трассы. Планировалось, что на Белом море магистраль должен увенчать новый порт с грузопотоком от 15 до 30 миллионов тонн в год и глубоководными причалами, способными принимать суда дедвейтом до 100 тысяч тонн.

Однако, хотя в основу концепции была заложена Генеральная схема развития железных дорог Европейского Севера России, разработанная в 1994 году, проект реализован не был. В 1998 году сооружение северного участка железнодорожной магистрали было начато, но продолжать столь масштабное строительство оказалось в те времена финансово неподъемным. Впоследствии авторы проекта рассчитывали на выделение средств из Инвестиционного фонда России. Теперь предложена новая финансовая концепция.

- Во-первых, отмечу, что впервые за последние годы перспективы реализации проекта обсуждены с участием всех заинтересованных сторон и государственных структур. Совещание было организовано полномочными представителями Северо-Западного и Приволжского федеральных округов РФ. В нем участвовали губернаторы Архангельской области Игорь Орлов, Пермского края Виктор Басаргин и глава Республики Коми Вячеслав Гайзер, а также руководители минтранса России, РЖД, Внешэкономбанка, - рассказал "Российской газете" заместитель гендиректора ОАО "Межрегиональная компания "Белкомур" Юрий Демочкин. - Главным итогом совещания стало принятие новой концепции реализации проекта - на основе концессионного соглашения. Этот вариант устраивает и государственные структуры, и регионы, и участников проекта. В частности, руководство РЖД согласилось передать ряд участков железнодорожного пути, которые находятся у них в собственности, в аренду концессионерам. Это важно, так как до решения вопросов с собственностью концессионный механизм не может быть запущен.

Строительство новой железнодорожной магистрали, согласно концепции проекта, даст мощный импульс развитию прилегающих к ней регионов.

Промышленные районы Приуралья, Западной Сибири, а также Казахстана получат прямой доступ к терминалам Белого моря и выходу через них на трассу Северного морского пути и зарубежные порты. Еще несколько лет назад предполагалось, что на строительство новой магистрали деньги может выделить Инвестиционный фонд России, теперь этот вариант не рассматривается.

- Мы, конечно, были бы рады, если бы Инвестфонд принял участие в финансировании строительства новых железнодорожных путей, но если у них нет такой возможности, будем привлекать инвестиции из других источников, - отмечает Демочкин.

- 118 миллиардов рублей, заложенных в смету проекта, это оценочная цифра только нового строительства при сооружении железнодорожной магистрали, но нужно еще учесть модернизацию существующих путей, на которую РЖД готово выделить несколько десятков миллиардов рублей, тогда общая сумма необходимых инвестиций на строительство и реконструкцию железной дороги приближается к 180 миллиардам рублей, - уточняет заместитель гендиректора МК "Белкомур". - Если же иметь в виду, что проект предполагает строительство многих других объектов, прилегающих к магистрали, включая новый порт на Белом море, комбинаты по переработке леса в Архангельской области, а также реконструкцию угольных предприятий в Пермском крае, то объем средств, которые могут быть вовлечены в реализацию проекта, достигает 790 миллиардов.

Новый старт в проектировании объектов "Белкомура" ожидается уже в будущем году. В институте Ленгипротранс "Российской газете" подтвердили, что их специалисты готовы приступить к продолжению разработки проекта.

Сейчас рабочая группа по итогам совещания готовит корректировки в документы с учетом высказанных мнений. Когда поправки будут внесены, пакет документов направят в минтранс для организации конкурса на участие в концессионном соглашении. Он может быть объявлен в будущем году. Если конкурсные процедуры будут проведены успешно и своевременно, проектирование и строительство объектов "Белкомура" может начаться в конце 2013 - начале 2014 года. В этом случае, по мнению Николая Винниченко, транспортная железнодорожная магистраль, которая напрямую свяжет северные регионы европейской части России с промышленными районами Урала и Западной Сибири, может войти в строй уже в 2018 году.

Справка "РГ"

Проект "Белкомур" по сооружению новой железнодорожной магистрали от Белого моря до Пермского края разбит на два участка - Северный и Южный.

Первый проходит по территории Архангельской области, Республики Коми и требует строительства 215 километров нового пути и реконструкции 440 километров существующих участков железной дороги. Южный участок - от Сыктывкара до Перми - предполагает строительство 500 километров нового пути. После ввода новой железнодорожной магистрали на прилегающих к ней территориях проектируется построить или реконструировать до 40 предприятий.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Российская газета - Экономика Северо-Запада30.10.12Рестарт "Белкомура"