10-04-20 / 2020
Новости отрасли
У подрядчиков есть проблемы с исполнением графика работ на Восточном полигоне, но сами работы не прекращаются

Думаю, пересмотр параметров ДПР РЖД – вопрос фактически решенный. Компании придется искать новую модель развития, исходя из актуальной экономической ситуации и реальных доходов. Рассчитывать на сколь-либо значимое увеличение финансирования инвестиционной программы из бюджета, полагаю, не приходится – к государственной кубышке уже выстроилась слишком большая очередь. При этом работы на Восточном полигоне для компании, очевидно, будут приоритетными, поскольку через него обеспечивается вывоз угля в порты Дальнего Востока. Уголь всегда, еще со времен МПС, был особым грузом. Сейчас спрос на него в Европе резко упал, и компенсировать угольщиками проблемы с вывозом на восток скидками на северо-западное направление уже невозможно.

Работы по Восточному полигону по-прежнему финансируются по графику, буквально на днях было принято решение о докапитализации ОАО "РЖД" государством на 52,6 млрд руб., и как минимум 20,5 млрд из этой суммы целевым образом пойдет на модернизацию БАМа и Транссиба. Да, у РЖД, точнее у их подрядчиков, есть проблемы с исполнением графика работ, но сами работы не прекращаются, этап за этапом увеличивается пропускная способность участков.

Думаю, сейчас, при общем снижении объема погрузки, заявки грузовладельцев на перевозки будут выполняться все лучше и лучше. Неслучайно как раз сегодня РЖД отчитались о том, что в марте сумели вывезти из Кузбасса весь заявленный к перевозке уголь. Но для решения текущих проблем возможно и введение квот на пропуск составов для различных грузовладельцев, в пятницу этот вопрос, возможно, будет обсуждать правительство.

Важно, что даже сейчас работы по увеличению пропускной способности не прекращаются. В РЖД прекрасно понимают, что главная ценность компании – в трассе, которая связывает Европу и Азию, в возможности быстро перемещать по ней груз. Восточный полигон у многих ассоциируется только с углем, но это еще и огромный поток контейнеров: экспортных, импортных транзитных.

Уголь – груз низкодоходный, а контейнеры, в отличие от угля, – груз, приносящий РЖД реальную прибыль. Поток контейнеров растет даже сейчас, и понятно, что в среднесрочной перспективе быстрая, всего за неделю, доставка товаров из стран АТР в Европу станет основным трендом развития компании. Но и потенциал экономики Китая тоже нельзя сбрасывать со счетов. Уверен, она восстановится до конца года и начнет компенсировать отложенный спрос на свою продукцию. Вот тогда и потребуется сырье из России и возможности отправки товара в Европу.

Сокращение пассажиропотока, на мой взгляд, – это настолько временное явление, что даже нет смысла что-то планировать на его основе. Я знаю, что ряд операторов уже подготовили обращение в РЖД с предложением занять грузовыми перевозками те нитки графика, которые отводились под пассажирские поезда, сейчас отмененные. Возможно, при снижении пассажиропотока надолго это и имело бы смысл. Но я оптимист и верю в то, что карантинная экономика исчезнет из нашей жизни через месяц-полтора.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер10.04.2020