15-01-15 / 2015
Новости отрасли
У нас общий фронт

ОАО «РЖД» взаимодействует с большим количеством структур – это федеральные и региональные власти, законодатели, общественные организации, представители бизнеса. Найти взаимопонимание с ними, выстроить общие позиции бывает очень сложно. О том, как это удается компании, рассказывает наш собеседник.

Компания проводит политику «волевой открытости». Владимир Лещишин, начальник департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО «РЖД»

– В Совете Федерации в минувшем году прошел День российских железных дорог. Как вы оцениваете его итоги?

– Такие дни в палатах Федерального собрания проходят уже второй год: весной – в Государственной думе, осенью – в Совете Федерации. Они ярко демонстрируют политику открытости в отношении органов государственной власти и институтов гражданского общества, которую проводит ОАО «РЖД». Не случайно центральным событием таких дней является совещание представителей законодательной власти и топ-менеджеров ОАО «РЖД» по актуальным вопросам отрасли. В этот раз в Совете Федерации выступал президент компании Владимир Иванович Якунин. Он говорил о влиянии развития железнодорожной инфраструктуры на рост экономики и жизнь регионов. О значении проектов высокоскоростного и скоростного сообщения для страны рассказал сенаторам первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Сергеевич Мишарин, а вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Павлович Акулов отметил необходимость государственной поддержки социальных пассажирских перевозок. Подобные мероприятия помогают выстраивать конструктивные отношения с разными ветвями власти, показывают пример цивилизованного лоббирования, учитывающего интересы всех слоев общества.

– Аналогичные дни железных дорог компания проводит и в законодательных собраниях регионов. А какие там цели ставятся?

– Для презентации потенциала ОАО «РЖД» в регионе сложно найти лучшую площадку, нежели местное Законодательное собрание. Депутатам рассказывают о реформировании и государственном регулировании отрасли, знакомят со спецификой работы компании и важнейшими ее проектами. Это позволяет улучшить взаимопонимание и наладить более тесное взаимодействие с ключевыми группами влияния в регионе. В этом году компания провела Дни железных дорог в законодательных собраниях 25 регионов. Замечу: в этих мероприятиях участвуют не только региональные депутаты, но и руководители субъектов Федерации.

– Политика открытости – это требование времени?

– Компания такую политику обозначила для себя как «волевую открытость», подчеркивая тем самым специфику отношений с внешней средой. Внимание к открытости усилилось с созданием системы институтов общественного контроля и принятием в июле 2014 года закона № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Но по большому счету, открытость ОАО «РЖД» не зависит от запросов извне. Для нас это жизненный принцип: ОАО «РЖД» – государственная компания, а значит, ее деятельность должна быть прозрачна для государства и общества. Открытость – необходимое условие успешности бизнеса. А ее во многом определяет доверие руководства страны, министерств и ведомств, общественных организаций к расчетам, аргументам, инициативам холдинга.

– Любая открытость имеет границы. Как их определяют в ОАО «РЖД»?

– Они касаются в основном предоставления информации, которая является коммерческой тайной. Есть границы и во взаимодействии с общественными организациями, особенно с теми, которые завышают свой статус и вес, а также имеют непрозрачный механизм отбора членов и экспертов. К таким можно отнести, например, Национальный союз железнодорожников, который, на мой взгляд, не вполне корректно претендует на выражение мнения всех работников отрасли.

Среди относительно новых организаций, осуществляющих общественно-контрольные функции, мы активно взаимодействуем с Открытым правительством и Экспертным советом при правительстве.

– Как взаимодействует ОАО «РЖД» с Открытым правительством?

– Очень плодотворно. Совместно с Открытым правительством и его Экспертным советом ОАО «РЖД» отработало механизмы технологического и ценового аудита, паспорт инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», а также вопросы организации и регулирования закупочной деятельности холдинга.

Важным результатом деятельности Открытого правительства стало и создание Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД». Его задача – соблюсти баланс интересов различных групп пользователей услуг и ОАО «РЖД» при реализации инвестиционных программ компании и определении тарифов на ее услуги. Сотрудничество с советом имеет особое значение еще и потому, что он является постоянно действующим совещательно-консультативным органом при правительственной комиссии по транспорту. Представители компании на заседаниях Совета потребителей объясняют каждую цифру, заложенную в тарифы на перевозки, инвестпроекты и финансовый план ОАО «РЖД». Мы намерены продолжать взаимодействие с Советом потребителей и Экспертным советом при Открытом правительстве в надежде на встречное взаимопонимание и учет мнений всех профессионалов отрасли. На мой взгляд, нужно совершенствовать процедуру отбора членов авторитетных общественных и экспертных структур с учетом их профессиональных и деловых качеств.

– Планирует ли компания проведение Дней РЖД на площадках РСПП и Торгово-промышленной палаты?

– Да, этот формат весьма удобен для работы с крупнейшими бизнес-структурами. В марте планируется провести День ОАО «РЖД» в Торгово-промышленной палате. С РСПП и ТПП у нас давние партнерские связи. Их площадки регулярно используются для информирования и получения поддержки по важнейшим вопросам функционирования отрасли. И эта работа дает хорошие результаты. Она помогает сформировать консолидированную позицию, отражающую потребности всего российского бизнеса. Важно и то, что комиссию РСПП по транспорту возглавляет президент ОАО «РЖД» Владимир Иванович Якунин, который является членом бюро РСПП. Большую роль играет и статс-секретарь – вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Анатольевич Мещеряков, один из наиболее ярких публичных представителей компании во взаимодействии с федеральными органами власти и бизнес-сообществами.

– Как складываются взаимоотношения с Общественной палатой?

– Между ОАО «РЖД» и Общественной палатой налажено тесное сотрудничество. Только за последнее время там проведено более 30 мероприятий по различным аспектам деятельности компании. Многие наши инициативы проходили обкатку в Общественной палате, после чего ретранслировались в органы государственной власти. Так что Общественная палата – очень важный институт для оценки соответствия предложений компании нуждам экономики и интересам населения. В работе с ней активную помощь нам оказывает председатель дорожной профсоюзной организации Октябрьской дороги Владимир Леонидович Белозеров.

В этом году секретарем Общественной палаты избран Александр Владимирович Бречалов, а его заместителем – глава совета директоров ОАО «РЖД» Кирилл Геннадьевич Андросов. В результате работа Общественной палаты заметно активизировалась, прежде всего в вопросе контроля над закупками ведомств и государственных компаний. Это, в свою очередь, усилило взаимодействие нашей компании с Объединенным народным фронтом «За Россию». Дело в том, что Александр Владимирович Бречалов является сопредседателем центрального штаба ОНФ. И теперь представителей ОАО «РЖД» стали чаще приглашать на мероприятия фронта. На мой взгляд, это позитивное и полезное сотрудничество.

– Что планируется еще сделать в рамках политики открытости?

– В новом году мы планируем выстроить дополнительные каналы обратной связи. Прорабатываются различные варианты, в том числе создание специальной площадки, объединяющей ведущих политологов и экономистов, мнение которых учитывают органы государственной власти и бизнес-сообщества при выработке решений. Намереваемся также провести совместное совещание с постоянными представителями регионов при федеральных органах власти и обсудить ключевые вопросы взаимодействия компании с субъектами Федерации. Постпреды в регионах неоднократно обращались к нам с такой просьбой.

Также мы рассчитываем на дальнейшее усиление роли межрегиональных и региональных координационных советов. Эта работа курируется первым вице-президентом ОАО «РЖД» Вадимом Николаевичем Морозовым, что свидетельствует о ее значении.

– А у компании есть возможность содействовать развитию системы партнерских общественных организаций?

– В этом году совместно с Центром организации конкурсных закупок сформирован Общественный совет по закупкам при ОАО «РЖД» с целью повышения прозрачности этой сферы деятельности. Уже много лет под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Александровича Гапановича работает НП «Организация производителей железнодорожной техники». ОПЖТ не только обеспечивает проведение технической политики, участвует в формировании системы техрегулирования и в создании национальных и отраслевых стандартов в железнодорожном машиностроении, но и сохраняет баланс интересов между железнодорожной отраслью и производителями железнодорожной техники. В нашей работе с органами власти крайне важен голос и смежных отраслей. Поэтому стоит подумать о формировании общественной структуры, с помощью которой можно доводить позицию наших поставщиков и партнеров до органов государственной власти. В ее рамках могли бы обсуждаться и подходы к закупочной политике холдинга «РЖД».

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.01.2015