16-01-12 / 2012
Новости отрасли
У клиента появится возможность выбора вагоноремонтных депо

Михаил Сапетов, гендиректор ОАО "Вагонная ремонтная компания - 2: Одним из важнейших событий 2011 года стало создание на базе имущества центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов трёх дочерних обществ - вагонных ремонтных компаний: ОАО "ВРК-1", ОАО "ВРК-2" и ОАО "ВРК-3".

На начало 2011 года вагоноремонтный рынок имел высокую степень монополизации. Несмотря на то что здесь насчитывалось 66 участников, предприятия ЦДРВ занимали доминирующее положение с долей 71%. Примерно 26% рынка составляли активы 43 частных вагоноремонтных предприятий. Наиболее крупными из них являются ЗАО "Вагоноремонтный завод" - 2,2%, ВРП "Новотранс" - 1,7%, ТОО ПО "СФАТ-Рязань" - 1,6%, ООО "ВРК Купино" - 1,4%. На оставшиеся примерно 3% приходилось 22 участника рынка.

Как изменилась ситуация после 1 июля 2011 года, когда созданные по экстерриториальному принципу вагоноремонтные компании приступили к хозяйственной деятельности? По итогам III квартала 2011 года здесь работал 71 хозяйствующий субъект. Наибольшую долю занимает ОАО "ВРК-1" - 25,39%. Предприятия ОАО "ВРК-2" имеют 23,45%. Частные собственники и другие вагоноремонтные предприятия ОАО "РЖД" занимают долю, равную 24,36%. Из них пять - от 0,94% до 2,05%: ООО "Кузбасское вагоноремонтное предприятие "Новотранс", ВРП "Новотранс", ТОО ПО "СФАТ-Рязань", ООО "ВРК Купино" и ВРП "Черемхово". ОАО "ВРК-3" составляет 20,91% рынка и вагоноремонтные заводы - 5,89%.

Таким образом, видно, что состояние рынка ремонта грузовых вагонов значительно продвинулось от высокой к умеренной степени концентрации и умеренному развитию конкурентной среды. При этом рынок можно разбить на два сегмента в сфере деповского и капитального ремонта: вагоны РЖД, ПГК, ВГК и других дочерних обществ РЖД и вагоны сторонних компаний (доля РЖД менее 50%). Можно отметить высокую долю предприятий частных собственников в сегменте "вагоны сторонних компаний". Это говорит о том, что часть проданных в свое время депо ЦДРВ была приобретена новыми собственниками не для оказания услуг сторонним организациям, а в целях проведения плановых видов ремонта своего парка. В частности, это депо Унеча, Иваново, Арчеда, Тольятти, Бийск, Хилок. То есть примерно для половины проданных депо основными клиентами являются внутренние подразделения компании-собственника или его ДЗО, что исключает их участие в конкуренции. По существу, эти мощности были уведены с рынка ремонта.

В переходный период работы на ситуацию существенно влияла инерционность процесса работы комплекса ЦДРВ. После выделения трех компаний все они продолжали работать по общему прейскуранту, договоры на ремонт вагонов тоже перезаключались на основе единого плана ЦДРВ и т.д. Но этап start-up у созданных вагоноремонтных компаний, когда они имели примерно равные стартовые условия в начале хозяйственной деятельности, заканчивается. В 2012 году каждая компания начинает заключать договоры по ценам, которые установлены в их прейскурантах с учетом сложившейся структуры затрат.

Это важно, если учитывать, что одной из главных целей создания этих компаний являлось формирование современного развитого рынка ремонта вагонов с высоким уровнем конкуренции, обеспечивающим рост качества и снижение издержек при ремонте вагонов.

В основу прейскуранта цен на ремонтные работы, разрабатываемого ОАО "ВРК-2" на 2012 год, легло приведение в соответствие расходов на производство и стоимости реализации услуг. Ценовая политика ОАО "ВРК-2" направлена в первую очередь на обеспечение конкурентоспособности предприятий на рынке вагоноремонтных услуг с учетом всех технических требований, предъявляемых к ремонту вагонов, при условии обязательного покрытия прямых затрат на производство плановых видов ремонта. Большую долю таких затрат (при деповском ремонте - 39%, при капитальном - 43%) составляют расходы на материалы, запасные части и комплектующие, приобретаемые по рыночным ценам.

Снижение распределяемых расходов ОАО "ВРК-2" планирует проводить за счет увеличения объемов ремонта, расширения спектра оказываемых услуг и персонального подхода к каждому клиенту в части ценообразования.

Уровень конкуренции и принципы организации рынка в прогнозном периоде с 2012 по 2015 год будет принципиально отличаться от конкуренции, характерной для периода до начала мирового финансового кризиса. Если для 2007 года была характерна ситуация, при которой все вагоноремонтные депо ЦДРВ работали на пределе своих возможностей, то в 2015 году до 20% мощностей депо будут оставаться свободными. Таким образом, создается основа для конкуренции между депо, а у клиента появится возможность выбора наиболее предпочтительных депо.

В условиях конкурентного рынка, на котором объемы продаж определяются не столько предложением, сколько спросом на услуги, вагоноремонтным компаниям следует уделять особое внимание формированию конкурентоспособного предложения, эффективной маркетинговой политике и сбалансированному уровню цен. Переход от "рынка продавца", на котором объем услуг определяется возможностями по их оказанию, к "рынку покупателя", на котором ключевым является спрос, а производители имеют резерв мощностей, является важным фактором оздоровления рынка в целом, так как способствует рыночной конкуренции, повышению качества и борьбе за снижение цен. Однако для компаний, участвующих в оказании услуг, это означает более жесткие требования и дополнительные риски.

Конкретно для ОАО "ВРК-2" планомерная, стратегически нацеленная работа по сокращению издержек выполняется по таким ключевым направлениям, как повышение качества ремонтов с целью сокращения затрат на гарантийное обслуживание вагонов, сокращение непроизводительного простоя оборудования, переход к более экономичному производству за счет внедрения новых видов оборудования и технологических процессов, оптимизация структуры материально-технического обеспечения, в том числе контроль величины запасов.

Важным фактором в организации деятельности по сокращению затрат должна стать и система стимулирования персонала, которая будет опираться на фактическую рентабельность деятельности каждого депо. Стоимость услуг депо в итоге отражает эффективность организации работы. Между тем на рынке ремонта вагонов по-прежнему существует высокий риск неконструктивных проявлений ценовой конкуренции, например, путем использования более дешевых, низкокачественных запчастей, фактический ресурс которых очень сложно выявить на этапе приемки вагона из ремонта. Другой вариант некорректных методов конкурентной борьбы - проведение ремонтов с неполным набором операций.

ОАО "ВРК-2" будет активно сотрудничать с другими участниками рынка по вопросам разработки регламентов и нормативов ремонта, препятствующих недобросовестной конкуренции и устанавливающих единые и обязательные для всех стандарты качества ремонта.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.01.12Основа для конкуренции