08-09-09 / 2009
Новости отрасли
У государства есть рычаги для того, чтобы не сокращать инвестиции РЖД

У ОАО "РЖД" сейчас всего два источника финансирования инвестиционной программы - тарифы и субсидии. В этом году индексация тарифов была меньше, чем прогнозировали в прошлом году, а в следующем она пройдет, исходя из текущего заниженного уровня. Таким образом, тарифы ОАО "РЖД" будут гораздо ниже по сравнению с другими естественными монополиями, где в этом году не было уменьшения. В итоге мы получаем новое недофинансирование железнодорожной отрасли. Если же тарифы ОАО "РЖД" в следующем году вырастут сильнее, чем в других монополиях, тогда это отразится на грузоотправителях. Инвестиционные расходы железной дороги фактически лягут на их плечи. На мой взгляд, правительство в данном случае должно субсидировать ОАО "РЖД". Это один из самых действенных механизмов сдерживания роста тарифов на услуги естественных монополий. В то же время через совет директоров государство может управлять размерами инвестиционной программы компании. Оно может высказывать мнение о приоритетности тех или иных железнодорожных проектов. К примеру, некоторые из них можно придержать, а необходимое обновление инфраструктуры и парка подвижного состава нужно довести до конца. На эти цели деньги должны выделяться в полном объеме. И если не хватает тарифов, то правительство должно покрывать дефицит инвестиционных ресурсов государственными субсидиями. Нужно отталкиваться от потребностей железнодорожного транспорта, а не от текущей экономической ситуации в стране. Иначе, когда начнется экономический рост, железная дорога сама встанет и будет тянуть вниз другие отрасли экономики. Инфраструктура не справится с запросами по транспортировке грузов. К тому же текущее сокращение инвестиций в инфраструктуру и подвижной состав может привести к самым негативным последствиям, так как эти сегменты железнодорожного хозяйства наиболее сильно изношены. Проблема с подвижным составом в последнее время начала понемногу решаться - частные перевозчики уже обновляют свои вагонные парки. А при выделении Второй грузовой компании этот вопрос перестанет быть проблемой РЖД. С локомотивами все гораздо сложнее: во-первых, они стоят гораздо дороже, во-вторых, заводы даже при необходимости не смогут резко увеличить их производство.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.09.2009Нельзя экономить на обновлении