16-09-14 / 2014
Новости отрасли
Тяжкий груз транзита

Развитие транзитного потенциала России обсуждается с завидным постоянством. С одной стороны, мы никак не получим готовый закон о транзите, с другой - остаются прикладные проблемы, которые мешают нашей стране выйти на качественный мировой уровень. Именно поэтому мероприятия, связанные с развитием транзитных перевозок, да и логистики в целом, проводятся достаточно часто - с целью найти комплексное решение всех проблем в этой области.

Эффективность цепей поставок зависит от многих факторов: маршрутов перевозки, вопросов таможенного оформления, развития инфраструктуры и т. д. Проблема заключается в том, что как раз эти показатели и являются неким тормозом в организации светлого транзитного завтра России.

В большинстве случаев принято винить именно контрольные органы, причем не только таможенные. Ведь долгие очереди в ожидании прохождения таможенных или, скажем, пограничных процедур не добавляют желающих осуществить транзитную перевозку через Россию.

По словам заместителя председателя комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ Юрия Азарова, основная проблема кроется в несогласованной работе государственных контрольных органов. "Особенно ощутимо это проявляется при осуществлении морских перевозок. Нами был проведен мониторинг состояния перемещения грузов через морские порты России, в ходе которого было выявлено, что каждый контрольный орган работает по своему внутреннему законодательству. В результате при заходе в порт от капитана требуется предоставить от 30 до 70 документов. Если говорить о пограничных органах, то по инструкции они обязаны 2 часа досматривать судно с выездом на рейд", - пояснил он. В связи с наличием большого количества структур, осуществляющих свою деятельность в порту, даже возникает подозрение, что им становится выгодным максимальное количество производимых с контейнером процедур и его долгое нахождение на территории порта. Ю. Азаров также сообщил, что в существующих условиях выходом представляется внедрение системы одного окна, которая свяжет все контролирующие организации в единую информационную систему.

Но не только контрольные органы чинят препятствия на пути транзитного груза. По мнению вице-президента Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) Сергея Желаннова, одним из основных негативных факторов, сдерживающих повышение транзитного потенциала России, является неразвитость логистического бизнеса. "Если говорить о перевозке транзитных грузов между Юго-Восточной Азией и Европой, то на первый взгляд ее удобнее осуществлять через территорию РФ, ведь срок доставки здесь составляет около 20-25 суток, в то время как по морю затрачивается 45 суток, - отметил он. - И тем не менее, когда перед грузоотправителем из Японии или Малайзии стоит выбор между долгим морским путем или транзитом через Россию, предпочтение отдается более длинному маршруту. В первую очередь потому, что есть практически 100%-ная гарантия доставки груза в срок, что особенно важно для большинства грузополучателей. Ведь если партия опаздывает, это неизбежно тормозит и производственный процесс, что оборачивается серьезными убытками". Безусловно, маршрут через РФ является удобным, но не дает гарантии того, что груз будет доставлен за 20 или 25 суток. Здесь может случиться как задержка доставки на 5 или даже 15 дней, так и приход партии раньше заявленного срока. А в условиях отсутствия склада это тоже может обернуться серьезными последствиями. "В этой связи нам сейчас следует обсуждать не только фискальные функции - хотя эти барьеры нужно снимать, но нельзя забывать и о развитии логистического бизнеса в нашей стране", - заключил С. Желаннов.

Президент Ассоциации российских экспедиторов (АРЭ) Владимир Алисейчик также считает, что один из самых известных маршрутов евразийских транзитных перевозок Транссиб сейчас проигрывает морю в конкурентной борьбе. Конечно, это не означает, что по нему не идет транзит. Внешняя торговля таких государств, как Узбекистан, Туркменистан, и других стран Средней Азии осуществляется как раз по этой магистрали. Но здесь, по мнению В. Алисейчика, стоит опасаться появления конкурентных сухопутных направлений. "Очень успешно работает маршрут наших китайских коллег Чунцин - Дуйсбург, который проходит через Казахстан. В скором времени может заработать еще один маршрут из Китая, уже в обход республики. Плюс ко всему несколько лет назад Узбекистан, Туркменистан, Иран и Турция подписали соглашение о транзите через Турцию в Европу и через Иран, к портам Персидского залива", - пояснил он. В сложившихся условиях, по мнению президента АРЭ, России важно не упустить момент и развивать логистику на Северном морском пути.

Тем не менее не все эксперты смотрят в будущее со скепсисом. В частности, по мнению Ю. Азарова, в области транзита и логистики наша страна за последние годы все-таки продвинулась вперед. "Мы стали понимать, что такое международная конкуренция и как важно выстраивать свою законодательную систему и практику, для того чтобы выигрывать в конкурентной борьбе. Сейчас важно, чтобы предприниматели, депутаты и ученые работали согласованно и смогли вывести наше законодательство на мировой уровень", - заявил он.

Ведется плодотворная нормотворческая работа в рамках Таможенного союза. По словам члена коллегии (министра) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимира Гошина, до конца октября 2014 года планируется подготовить основной текст Таможенного кодекса Таможенного союза. В. Гошин также отметил, что при работе над документом перед экспертами ставились следующие задачи: совершенствование таможенного администрирования с учетом современного уровня развития информационных технологий, максимальное сокращение национального сегмента таможенного регулирования, а также имплементация международной передовой практики в законодательство Таможенного союза.

С законом о транзите ситуация сложнее. Как известно, уже два раза он возвращался на доработку. И хотя неоднократно упоминалось, что его принятие является необходимой мерой, с этим согласны не все. По словам директора департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Дмитрия Некрасова, в существующей редакции закон "О транзите грузов через территорию РФ" не нужен. "На данный момент в нем нет предмета как такового. На мой взгляд, пока это просто компиляция цитат из различных законодательств", - пояснил он. В конечном итоге вопросы транзита по-прежнему остаются важными и злободневными. По мнению Д. Некрасова, обеспечение условий для максимального упрощения транзита является показателем вовлеченности страны в процесс мировой торговли. Плюс ко всему привлеченные транзитные потоки создают целый комплекс рабочих мест. А поскольку развитие транзитного потенциала остается приоритетной задачей, работа в этом направлении не прекратится.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру16.09.2014