20-06-14 / 2014
Новости отрасли
Тяжеловесы выходят на железную дорогу

Год от года количество тяжеловесных составов, курсирующих по сети российских железных дорог, увеличивается. По мнению экспертов, их использование позволяет не только увеличить объем перевозимых грузов, но и снизить расходы по эксплуатации подвижного состава.

Переход на вождение поездов массой 7,1 тыс. т позволит увеличить средний вес состава на 47 т и сократить эксплуатационные расходы на продвижение поездов на 4,6 млрд руб. в год. К такому выводу пришли участники заседания научно-технического совета ОАО "РЖД" по вопросам организации движения тяжеловесных грузовых поездов.

По словам старшего вице-президента ОАО "РЖД" Валентина Гапановича, с момента образования компании в 2003 году средняя масса грузового поезда увеличилась на 303 т (+8,4%), за последние 5 лет количество отправленных тяжеловесных поездов массой более 6 тыс. т увеличилось на 50% и достигло 151 507 ед. При этом количество поездов массой свыше 8 тыс. т выросло в 11 раз и составило в 2013-м 2715 ед.

Более того, по мнению генерального директора RM Rail Павла Овчинникова, переход на использование тяжеловесных составов отвечает интересам всех участников рынка.

"Стратегия инновационного развития ОАО "РЖД" на период до 2020 года, на которую мы опираемся в инвестиционной программе, главной целью ставит снижение коэффициента тары вагона. Мы работаем над тем, чтобы увеличить грузоподъемность парка, то есть сделать его максимально рентабельным. И речь идет о выпуске не только тяжеловесов, но и облегченных вагонов. В следующем месяце мы как раз приступаем к изготовлению опытного образца хоппера с алюминиевым кузовом, в отличие от базовой модели, вмещающего на 9 т больше груза", - рассказал эксперт.

Несмотря на то, что производители активно развивают выпуск тяжелой техники, а РЖД увеличивает объемы ее использования, применять инновационные вагоны повсеместно пока не получается. Напомним, сегодня тяжеловесное движение на сети организовано лишь на Западно-Сибирской, Южно-Уральской, Свердловской, Московской и Приволжской железных дорогах. В текущем году, по словам эксперта-аналитика отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Александра Слободяника, заложено более 50 ниток графика для пропуска составов, масса которых превышает 8 тыс. т, и более 40 ниток для составов массой 12 тыс. т.

Также, согласно генеральной схеме развития железных дорог ОАО "РЖД" на период до 2020 года, в течение 2014-2015 гг. планируется организация тяжеловесного движения на Северной и Октябрьской железных дорогах.

По мнению президента Национальной ассоциации транспортников Георгия Давыдова, процесс перехода на тяжелый подвижной состав сдерживает неразвитость инфраструктуры. С ним не согласен ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Он считает, что сегодня РЖД создают соответствующую инфраструктуру там, где используют тяжеловесные составы. "Собственно, такие поезда и формируются как раз там, где она уже есть: удлиненные приемо-отправочные пути, соответствующие возможностям погрузки и разгрузки вагонов, вся необходимая автоматика для контроля таких поездов и их сопровождения, а также парк локомотивов, способных вести такие составы, и т. д.", - поясняет эксперт.

Помимо трудностей с инфраструктурой, игроки рынка отмечают, что при переходе на эксплуатацию таких вагонов может возникнуть, например, проблема с нехваткой локомотивов, так как сегодня их уже недостаточно при среднесетевых весовых нормах. "Делая прогнозы, необходимо учитывать, что включение в погрузку и выгрузку тяжеловесных составов подъездных путей грузоотправителей предполагает возможность приема на их промышленных станциях таких составов без обработки на станциях примыкания. Иначе весь эффект от данной технологии будет сведен к нулю большими затратами локомотиво-часов маневровых работ и трудозатратами на станциях примыкания, а также на подъездных путях", - разъясняет Г. Давыдов.

Но в целом участники рынка сходятся на том, что переход на использование тяжеловесных поездов увеличит пропускную способность некоторых полигонов сети РЖД. "Это произойдет там, где технические и грузовые станции готовы к переработке таких составов и где имеются соответствующие ресурсы локомотивной тяги", - комментирует Г. Давыдов.

Количество тяжеловесных грузовых поездов в России будет постепенно возрастать, как и объемы грузов, которые будут перевозиться этими составами. "Благодаря переходу на тяжеловесные грузовые вагоны используется большее их количество. Это частично решает проблему избытка порожнего подвижного состава на сети РЖД. При использовании таких составов также повышается скорость перевозки грузов", - подчеркивает Д. Баранов.

Отметим, что собственниками уже приобретено более 6 тыс. инновационных вагонов. А это говорит о том, что постепенно роль тяжеловесных составов на сети железных дорог будет увеличиваться.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру20.06.2014