08-02-16 / 2016
Новости отрасли
Тяжеловесные решения в транспортном машиностроении

 Ряд вопросов по поддержке отечественного транспортного сообщения планируется обсудить во вторник на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в Твери. Основным докладчиком будет выступать глава министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Осведомленный источник "Интерфакса" в правительственных кругах описал некоторые меры, которые могут попасть в финальный протокол встречи.

ТЯЖЕЛО В ПУТИ

В грузовом вагоностроении одной из основных станет тема развития в РФ тяжеловесного движения. Еще несколько лет назад это направление было объявлено стратегическим: в условиях растущего грузопотока и ограничений инфраструктуры на ряде направлений тогда становилось "тесно". В этой связи министерство транспорта РФ, например, подчеркивало крайнюю важность повышения веса поездов (в первую очередь при перевозках угля) в сообщении между Кузбассом и портами Северо-Запада, Черного моря и Дальнего Востока.

При этом тема развития тяжеловесного движения оказалась плодотворной не только для ОАО "Российские железные дороги" как владельца путей: на ней, в частности, сделала ставку "Объединенная вагонная компания" (ОВК) Александра Несиса и его партнеров, ориентировав на нее своего оператора "Восток1520". В его парке - хопперы и полувагоны, выпускаемые также входящим в ОВК Тихвинским вагоностроительным заводом (ТВСЗ, Ленинградская область), основная масса перевозок приходится на уголь.

А.Несис на совещании у Д.Медведева будет делать доклад на тему тяжеловесного движения, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с деятельностью "Объединенной вагонной". По его словам, компания привезла в Тверь "два вагона для тяжеловесного движения, один из них - сочлененный, первый в РФ".

По словам одного из собеседников агентства, вагоностроители во вторник могут попросить "недискриминационые тарифные преференции" для вагонов с улучшенными техническими характеристиками при подтверждении РЖД экономической эффективности от использования такого подвижного состава. Фактически они действуют и сейчас: в 2013 г. ныне упраздненная Федеральная служба по тарифам (ФСТ) РФ установила скидку на порожний пробег для четырех "инновационных" моделей полувагонов, производимых ТВСЗ. Через некоторое время Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ, минувшим летом "поглотившая" ФСТ, указала на необходимость давать такие скидки для всех производителей подвижного состава с улучшенными техническими характеристиками. После этого тарифное ведомство дала тарифные скидки покупателям еще двух моделей, которые производит "Уралвагонзавод" (УВЗ). Хотя формально они оказались меньше, чем у тихвинской продукции (по факту дисконт в "круговом рейсе" зависит от дальности перевозок и рода груза).

Действующие тарифные схемы будет предложено сохранить до введения новых, сообщил источник "Интерфакса". При этом ФАС, Минтрансу, Минпромторгу и РЖД предстоит разработать соответствующие тарифные схемы в отношении вагонов грузоподъемностью 27 тонн на ось (в РФ сейчас в основном эксплуатируются вагоны с нагрузкой 23,5-25 тс). Именно такой подвижной состав привезла в Тверь ОВК, отметил один из собеседников "Интерфакса". Предполагается, что новые "тарифные схемы" будут подготовлены к апрелю, также предстоит выбрать полигоны для опытной эксплуатации "27-тонников".

Кроме того, на совещании может быть затронута и тема субсидий для "инновационного" подвижного состава. Эти меры также фигурируют в утвержденной в январе программе поддержки российского транспортного машиностроения в 2016 г. В течение I полугодия планируется подготовить соответствующий нормативный акт о возмещении предприятиям части затрат на производство "инновационных" вагонов. Цель - повысить продажи "за счет скидки, предоставляемой потребителям при условии списания грузовых вагонов": на эти цели в бюджете предполагается заложить в 2016 г. до 3 млрд руб.

Еще до 7 млрд руб. планируется направить на субсидирование самих покупателей вагонов, а именно части затрат при приобретении подвижного состава, что должно снизить риск роста ставок на услуги ж/д операторов "в связи с необходимостью приобретения новых вагонов". В то же время механизмы предоставления субсидий пока еще не выработаны. Участники совещания могут зафиксировать в протоколе условие о подготовке необходимых документов Минпромторгом уже в феврале.

ПРИГОРОДНЫЙ ХОД

Помимо прочего на совещании может быть затронуто несколько вопросов, актуальных для производителей пассажирского подвижного состава. В их числе, по словам собеседника "Интерфакса", тема закупок электричек крупнейшим их оператором в России - ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" (ЦППК). Ранее приобретение поездов ЦППК планировала осуществлять на заемные средства. При этом расчеты компании показывали, что экономика пригородных перевозок выдерживает стоимость долгосрочных заимствований на уровне до 8,25% годовых.

В этой связи перевозчик предлагал правительственным органам комбинированные инструменты долгосрочного льготного финансирования: 60% средств (101 млрд руб.) выделить из ФНБ, 10% (16 млрд руб.) - в качестве банковских займов по схеме проектного финансирования и еще на 50 млрд руб. предоставить государственные гарантии для привлечения коммерческих кредитов. До 2028 г. компания планировала приобрести 404 новых состава, которые бы не только обеспечивали требующийся объем перевозок, но и за счет большей экономичности позволили бы снизить себестоимость услуг и повысить их качество. Стоимость этого подвижного состава оценивалась примерно в 167 млрд руб. ЦППК уже закупила 30 поездов российского производства в 2013-2014 гг. на 11,3 млрд руб.

На брифинге в конце января генеральный директор Михаил Хромов заявлял, что с Российским фондом прямых инвестиций, через который предполагалось выделять деньги ФНБ, "продолжаются консультации", но "эта работа затянулась". Чтобы не останавливать программу по обновлению подвижного состава", компания договорилась о финансировании со стороны НПФ "Будущее" (входит в группу О1 Бориса Минца, бывший НПФ "Благосостояние ОПС", управляет 155 млрд руб. пенсионных накоплений), отметил тогда топ-менеджер, хотя и не "стал загадывать", сохранится ли такая схема в дальнейшем. "Мы проговаривали, что в течение 15 лет готовы использовать этот механизм, но пока говорим о 2016 г.", - сказал глава "Центральной пригородной", уточнив, что программа "долгосрочная с оперативным подтверждением ежегодно".

В 2016 г. ЦППК намерена закупить у ОАО "Демиховский машиностроительный завод" (ДМЗ, Московская обл., актив "Трансмашхолдинга" , ТМХ) 20 одиннадцативагонных электричек (совладельцами ТМХ являются Искандер Махмудов и Андрей Бокарев: с их же фамилиями связывают ООО "МПК", которому принадлежит 50% минус 2 акции ЦППК). Предмет договоренностей - "новый подвижной состав под пока предварительным названием ЭП2Д", который сейчас уже находится на испытательном кольце в Щербинке. Это новая электричка постоянного тока, специально разработанная для ЦППК в соответствии с ее техническим заданием. Стоимость договора - "в районе 10 млрд руб.". До этого М.Хромов говорил, что электричка может стать "базовым типом подвижного состава для пригородных перевозок в московском транспортном узле".

Говоря на брифинге о финансировании закупок 20 поездов в 2016 г., М.Хромов сообщал, что подвижной состав будет поставлять в лизинг АО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК) с привлечением пенсионных средств НПФ "Будущее". При этом ранее генеральный директор НПФ Николай Сидоров говорил "Интерфаксу", что фонд может инвестировать в программу обновления подвижного состава "Центральной пригородной" от 2,5 млрд до 10 млрд руб. ежегодно "в зависимости от внешних факторов". Программа рассчитана на 15 лет, отмечал топ-менеджер. Объем финансирования на период 2015-2029 гг. составляет 150 млрд руб. Источник "Интерфакса", знакомый с проектом протокола "тверского" совещания, сообщил, что в документе есть поручение Минтрансу, Минпромторгу и РЖД совместно с ЦППК и ГТЛК обеспечить покупку моторвагонного подвижного состава "в объеме не менее 400 единиц".

Также на совещании может быть затронут вопрос о продлении на 2017-2018 гг. действующей нулевой ставки НДС на пригородные перевозки пассажиров и багажа, а также 99%-ной скидки на услуги "Российских железных дорог" по предоставлению инфраструктуры. Эти меры позволяют обеспечивать безубыточность ряда непосредственных перевозчиков - пригородных пассажирских компаний - и обновлять их подвижной состав.

ДАЛЬНЕЕ СЛЕДОВАНИЕ

Не останется в стороне, по словам источника, и сегмент производства вагонов для перевозок дальнего следования. Во-первых, на совещании предполагается обсудить вопрос об обнулении НДС на перевозки пассажиров и багажа в этом сообщении. Предполагается, что высвободившиеся средства "дочка" ОАО "Российские железные дороги" - АО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) - в 2016 г. направит на покупку не менее 360 традиционных и 180 двухэтажных пассажирских вагонов (их производит другое Тверской вагоностроительный завод ТМХ).

Предложение обнулить НДС РЖД сделали еще в прошлом году. "Мы говорили, что при условии обнуления возможно 5 млрд дополнительных инвестиций ежегодно", - отмечал при этом вице-президент монополии Михаил Акулов. Между тем, представитель Минтранса тогда заявлял "Интерфаксу", что ведомство поддерживает предложения об установлении НДС на уровне 10%, уточняя, что с такой инициативой в министерство обратилась ассоциация перевозчиков и операторов в сфере железнодорожных пассажирских перевозок и железнодорожного туризма "Желдорразвитие". Ее учредителями являются частные пассажирские перевозчики - ЗАО "Транспортная компания "Гранд Сервис Экспресс", ЗАО "Транскласссервис" и ООО "Локотранс".

В итоге правительство РФ приняло решение снизить НДС с 18% до 10%. В декабре комитет Государственной думы РФ по бюджету и налогам одобрил поправку, снижающую ставку. "Предлагается установить такую пониженную ставку до 31 декабря 2017 г.", - уточнял при этом глава комитета Андрей Макаров. Корпоративное телевидение РЖД уточняло, что снижение НДС с 18% до 10% обеспечит заказ ТВЗ на 10 млрд руб., и "ФПК планирует закупить у ТВЗ 186 новых вагонов, в том числе 70 - двухэтажных".

Также на совещании может быть затронута тема финансирования поставок в Северную Африку 700 пассажирских вагонов ТВЗ. Соответствующий ТМХ планирует подписать с Египетскими национальными железными дорогами (Egyptian National Railways). Он будет предполагать поставки в течение двух лет, говорил глава министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. По данным ведомства, стоимость контракта превышает $500 млн. "Мы сегодня финализируем окончательные детали этого контракта, финансовые условия поставки и рассчитываем на подписание в ближайшее время уже "твердых" документов на исполнение этого направления", - отмечал чиновник. О переговорах стало известно около года назад, они велись через торговое представительство России в этой стране и при поддержке Внешэкономбанка. Тверской вагоностроительный завод тогда столкнулся с недозагрузкой со стороны ФПК - своего основного заказчика.

В числе других контрактов, финансирование которых может быть обсуждено во вторник в Твери - поставка вагонов метро производства еще одного завода "Трансмашхолдинга" - ОАО "Метровагонмаш" - для московской "подземки", а также довыделение средств ФНБ (около 40 млрд руб.) "Российским железным дорогам" на закупку локомотивов в 2016 г. Министерству внутренних дел РФ может быть поручено представить предложения о закупке в 2016 г. специального подвижного состава.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс08.02.2016