21-08-21 / 2021
Новости отрасли
Тяга не готова к спросу

Нехватка действующих локомотивов железной дороги Украины привела к появлению "брошенных" грузовых поездов

В середине августа у АО "Укрзализныця" (УЗ) сложилась критическая ситуация с накоплением подвижного состава на железнодорожной сети. Без движения находилось около 8 тыс. вагонов, задержки "брошенных" поездов составили от 30 до 209 часов. Наиболее затрудненными стали участки Юго-Западной, Одесской и Львовской магистралей. Среди основных причин – рост погрузки, а также дефицит тяги и локомотивных бригад.

Как сообщил украинской информационно-консалтинговой компании "Центр транспортных стратегий" заместитель директора Департамента коммерческой работы УЗ Валерия Ткачева, по ситуации на 10-11 августа на сети зафиксировано 1237 "брошенных" вагонов (без движения) в составе 28 поездов, а также 6847 вагонов в составе 160 временно оставленных поездов.

"Задержки "брошенных" поездов составили от 30 до 209 часов, а временно оставленных – от 12 до 72 часов, – добавил Валерий Ткачев. – Наибольшее количество задержанных поездов отмечено на Юго-Западной магистрали – 66 поездов (2817 вагонов)".

На период с 11 по 12 августа число "брошенных" вагонов увеличилось до 1596 единиц в составе 34 поездов, а временно оставленных вагонов сократилось до 6028 единиц в составе 151 поезда. Количество задержанных поездов на Юго-Западной железной дороге уменьшилось до 45 поездов (1909 вагонов).

Валерий Ткачев отметил, что сложная ситуация с временно оставленными поездами наблюдается на западных пограничных переходах Львовской железной дороги.

"В период с 10 по 11 августа накопление вагонов на Ужгороде (граница со Словакией) зафиксировано в количестве 1690 единиц, на Изове (граница с Польшей) – 1874 единицы, на Чопе (граница с Венгрией) – 884 единицы, на Батево (граница с Венгрией) – 694 единицы, – рассказал заместитель директора Департамента коммерческой работы УЗ. – К 12 августа количество временно оставленных вагонов на Ужгороде составило 1566 единиц, на Изове – 1754 единицы, на Чопе – 686 единиц, на Батево – 738 единиц. По большинству из них ситуация рабочая, кроме Изова – из-за снижения приема вагонов грузополучателем УЗ вынуждена "бросать" поезда в этом направлении".

Проблема с накоплением подвижных составов также наблюдалась на припортовых участках и стыках Одесской железной дороги (ОЖД). Количество временно задержанных поездов на магистрали 10-11 августа составило 38 единиц (1693 вагона), 12 августа – 32 единицы (1419 вагонов). Число "брошенных" поездов на ОЖД 10-11 августа зафиксировано на уровне семи единиц (382 вагона), 12 августа – 12 единиц (659 вагонов).

"Основная причина – дефицит локомотивного парка и бригад (ежедневно отказ в выдаче на ОЖД составляет 25-30 локомотивов). Другими факторами являются переориентация грузовой тяги на пассажирские перевозки, обусловленная их ростом, а также проведение плановых ремонтных работ на инфраструктуре", – отметил Валерий Ткачев.

Кроме того, в последнее время отмечается рост погрузки на сети УЗ.

По итогам января – июня 2021 года среднесуточная погрузка на сети составила 689,6 тыс. тонн. В июне показатель увеличился до 721 тыс. тонн, что на 9% выше показателя за аналогичный период прошлого года. В июле среднесуточная погрузка составила более 731 тыс. тонн, что на 2,3% больше уровня 2019 года и на 3,2% – 2020 года. При этом за последнюю неделю июля УЗ зафиксировала рекордный показатель – более 800 тыс. тонн в сутки.

Заместитель директора Департамента коммерческой работы УЗ Валерий Ткачев добавил, что ситуация с накоплением подвижного состава на сети может негативно сказаться на уровне суточной погрузки, в том числе из-за ухудшения ситуации с обеспечением погрузки порожним парком.

Согласно данным УЗ, рост невыполненных заявок по подаче вагонов под погрузку составил 1649 единиц (по данным на 10 августа). К 12 августа их количество сократилось до 1477 порожних вагонов. Однако даже при этом уровень выполненных заявок составил 64,4% от общего числа.

Председатель Временной следственной комиссии (создана Верховной радой Украины) по вопросам проверки и оценки состояния УЗ Юлия Гришина отметила, что ситуация с "брошенными" поездами является настоящим транспортным коллапсом.

"Из-за непрофессионального менеджмента УЗ и отсутствия четкой организации эксплуатационной работы, из-за того, что вовремя не ремонтируются локомотивы, заблокирован основной бизнес железной дороги – грузовые перевозки. А это приведет к убыткам компании", – заявила Юлия Гришина.

Проблема с устаревшим парком тягового подвижного состава в УЗ обсуждают давно.

По словам члена правления УЗ Франтишека Буреша, износ локомотивов компании составляет более 90%. "Общий инвентарный парк УЗ составляет более 1,6 тыс. электровозов и 2 тыс. тепловозов, – сообщил Франтишек Буреш. – При этом лишь 190 единиц (около 5,3%) моложе 25 лет".

Согласно прогнозам компании, для обеспечения бесперебойных грузовых перевозок УЗ необходимо 210 тепловозов и 760 маневровых тепловозов, 447 электровозов переменного тока, 331 электровоз постоянного тока и 50 двухсистемных электровозов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152021.08.2021