26-06-14 / 2014
Новости отрасли
Тяга на восток

В мае на сети среднесуточная погрузка по сравнению с прошлым годом опустилась на 2,2, план выполнить не удалось. Всего же за пять месяцев было погружено 498,9 млн тонн грузов при менее заметных темпах снижения – всего 0,6.

Определяющим фактором на сети остается концентрация вагонопотоков на припортовых дорогах. Наиболее существенное падение по итогам января – мая произошло на полигонах Забайкальской дороги (–20,4%), Северо-Кавказской (–10,7%) и Красноярской (–6,3%), а в мае в числе отстающих оказались еще и Горьковская, Северная и Восточно-Сибирская дороги.

С начала года наибольший спад погрузки пришелся на такие грузы, как строительные (–13,1%), цемент (–5,3%), лом черных металлов (–5,6%), а также импортные грузы (–18,3%).

При этом тарифный грузооборот за этот же период вырос на 5,5%, а с учетом пробега собственных порожних вагонов – на 6,4%. В мае тот же показатель без учета пробега порожних вагонов к 2013 году вырос на 3%, а к заданию выполнен всего на 96,4%. По-прежнему наиболее активный прирост объемов наблюдается на Восточном полигоне – в минувшем месяце около 14%. С другой стороны, такая концентрация вагонопотоков, особенно на Транссибе в направлении Дальневосточной дороги, приводит и к значительным проблемам с их пропуском.

Всего же в мае, по данным Центральной дирекции управления движением, в среднем в сутки в адрес российских портов и припортовых нефтебаз грузилось 12,4 тыс. вагонов, что на 11% выше, чем годом ранее, в том числе в направлении на Северо-Кавказскую дорогу на 10%, на Октябрьскую – на 9%. Среднесуточно в портах выгружалось 12,5 тыс. вагонов, что на 15% выше, чем в прошлом году, в том числе по Дальневосточной дороге – на 7%, Северо-Кавказской – на 35%, Октябрьской – на 16%.

В январе – мае были выполнены плановые задания по большинству качественных показателей использования подвижного состава: средний вес грузового поезда и среднесуточная производительность локомотива повышены к плану на 0,2% и на 6,1% соответственно.

В мае средний вес грузового поезда составил 3924 тонны, что ниже задания на 2 тонны, но на ту же величину выше уровня 2013 года. В целом же составность поезда была увеличена на 0,2 вагона, в составе в среднем насчитывалось 66,1 вагона. Доля порожнего пробега осталась на прошлогоднем уровне – 41,2%, зато увеличилось количество тяжеловесных поездов.

За пять месяцев года по специализированным расписаниям отправлено 30,7 тыс. грузовых поездов, в том числе по договорам с фиксированным временем отправления и прибытия – 6,6 тыс. поездов. В мае по расписаниям отправлено 5352 поезда, или 173 в среднем в сутки.

В прошлом месяце до 87,9% повышена надежность доставки, в том числе груженых отправок – до 91,4%. Вместе с тем хуже среднесетевых значений этот показатель оказался на припортовых дорогах – Октябрьской, Северо-Кавказской и Калининградской.

Тревожным симптомом в мае стали заметные потери и участковой, и технической скорости. Первая снижена и к заданию, и к прошлому году – на 0,4 км/ч и на 0,1 км/ч. Основные причины кроются в росте отказов в работе технических средств, из-за чего на 71% выросло общее время задержек грузовых поездов в пути следования. На отдельных дорогах задержки поездов по этой причине возросли особенно заметно: на Московской дороге – в 5 раз, Юго-Восточной, Куйбышевской – в 2 раза, на Южно-Уральской – в 3 раза. Еще одной причиной стало сверхграфиковое наличие действующих ограничений скорости, что повлияло на график движения как грузовых, так и пассажирских поездов. Так, если к прошлому году выполнение графика движения грузовых поездов было улучшено как по отправлению, так и по проследованию (на 8,3% и на 15,2%), то в сравнении с предыдущим апрелем эти показатели были заметно ухудшены.

Не удалось выполнить задание по маршрутной скорости движения грузовых поездов, которая в мае составила 549 км/сут. при запланированных 570 км/сут.

В то же время без учета потерь, допущенных по причинам, не связанным с ответственностью ОАО «РЖД», она могла бы достичь 589 км/сут. Одной из причин, помимо упомянутых уже отказов в работе техсредств, стало низкое качество подготовки к проведению ремонта пути на закрытых перегонах.

В то же время отметим сохраняющуюся динамику повышения маршрутной скорости контейнерных поездов – на 2,2%, до 901 км/сут., в том числе в рамках проекта «Транссиб за 7 суток» и на 4,9%, до 1102 км/сут.

Есть определенные проблемы и в организации пропуска пассажирских поездов: по отправлению график выполнен на 98,2%, по проследованию станций посадки и высадки – на 95,2%, что на 0,4% и на 0,5% хуже, чем в прошлом году. Отчасти данный факт можно объяснить неудовлетворительной работой на стыках с украинскими железными дорогами. Всего около 45% всех поступивших с Украины поездов в мае прибыли на российскую территорию с опозданием.

Факты задержек поездов по причине действия сверхграфиковых ограничений скорости были характерны для Московской дороги, конкретно на таких международных направлениях, как Москва – Минск, Москва – Зерново, где поезда задерживались ежесуточно.

Положительная динамика по отправлению пассажиров в целом по сети сохраняется исключительно за счет пригородного сообщения. В дальнем сообщении за пять месяцев перевозки упали более чем на 8%, а в мае – более чем на 11%. Основная доля этих потерь приходится на международное сообщение, главным образом на Украину.

В этот же период сохранилась и тенденция снижения пассажирооборота на 6,3% к 2013 году, в том числе в дальнем следовании – на 9,9%, при росте этого же показателя в пригородном сообщении на 4,1%.

В связи с обвальным падением пассажирских перевозок в сообщении с Украиной особое значение сегодня приобретает обеспечение доставки пассажиров в Анапу и Краснодар. Дополнительно разработано расписание для назначения 9 пар поездов. Всего же в летний период 2014 года планируется дополнительно назначить около 250 рейсов поездов.

Необходимо обратить внимание, что в новом графике движения, который был введен с 1 июня, заложен пропуск скоростных поездов на таких направлениях, как Москва – Смоленск и Москва – Белгород. Одна из отличительных особенностей нового графика – двукратное увеличение количества пассажирских поездов, которые будут обеспечены тягой электровозов серии ЭП1 и ЭП10. Теперь их число вырастет до 16. Поэтому заметное влияние на выполнение графика движения пассажирских поездов окажет состояние и готовность к работе данных локомотивов.

Отдел эксплуатационной работы транспорта Сегодня мы предлагаем вниманию читателей таблицы ключевых показателей работы дорог

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок26.06.2014