14-03-20 / 2020
Новости отрасли
Трудности перевода

Молдавским перевозчикам добавили накладную

Правительство Молдовы приняло решение присоединиться к конвенции о международных железнодорожных перевозках (COTIF). Теперь ГП "Железная дорога Молдовы" (ЖДМ) по одной накладной может оформлять грузовые перевозки из европейских стран, сокращая время простоя на границе с Румынией и увеличивая общий объем транзита в направлении восток – запад.

Правила конвенции будут действовать на железнодорожном участке от молдавской станции Унгены до пункта пересечения государственной границы Унгены – Яссы протяженностью 1,2 тыс. м и на железнодорожном участке от станции Джурджулешты до пункта пересечения границы Джурджулешты – Галац протяженностью 272 м, а общая длина составит 1,5 тыс. м.

Как сообщил "Гудку" главный инженер ГП "Железная дорога Молдовы" Мирон Гагауз, после принятия нового документа ЖДМ сможет организовывать грузовые перевозки без привлечения румынской стороны, как это было на протяжении долгих лет.

"COTIF позволяет по одной накладной оформлять документы на перевозку грузов в европейские страны. Пока все бумаги оформляются в Румынии по СМГС, а лишь потом по COTIF. Сейчас же их будем оформлять самостоятельно", – объясняет топ-менеджер государственного перевозчика.

Напомним, все грузовые импортные перевозки в адрес Молдовы оформляются по соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС, см. справку), к которому страна присоединилась еще в 2011 году. Документ предусматривает прямые перевозки между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутреннем железнодорожном сообщении стран – участниц данного соглашения.

Сейчас многие государства пространства 1520 при перевозках используют СМГС. На положениях этого документа основано транспортное право государств – членов Организации содружества железных дорог (ОСЖД). СМГС принято в 1951 году. Его подписали министры транспорта тогда еще 14 государств (сейчас в организации уже 28 членов, в том числе Россия, Прибалтийские страны, а также государства Средней Азии), и поэтому юридический статус СМГС является ведомственным, а не правительственным.

В Западной Европе используется конвенция COTIF, ряд положений которой кардинально отличается от СМГС. Это соглашение является правительственным.

При перевозках в рамках COTIF используется другая форма транспортной накладной, где предусмотрена возможность установления сквозных тарифов. И железнодорожные администрации могут договариваться о транзитных перевозках через определенные пункты без санкции своих правительств. COTIF не устанавливает обязательств принятия груза с сопредельной железной дороги. Кроме того, существуют отличные от СМГС процедуры ответственности за различные нарушения сроков доставки, порчу грузов.

Железные дороги стран, являющихся одновременно участницами COTIF и СМГС, при грузовых перевозках в зависимости от сообщения могут применять накладную CIM или СМГС. У тех стран, которые не участвуют в COTIF, возникает проблема с организацией перевозок в направлении большинства европейских государств в прямом международном сообщении.

Вице-президент Национальной ассоциации экспедиторов Молдовы Юрий Гуцу сообщил "Гудку", что благодаря принятию конвенции Молдова получила право принятия грузов, идущих из европейских стран, прямо на границе с Румынией. Ранее такой возможности не было.

"Все перевозки оформлялись по СМГС. Поэтому если груз идет из Европы, то, дойдя до границы между Румынией и Молдавией, он должен быть переоформлен, поскольку Румыния не принимала СМГС. Также многие документы заполнены на румынском языке, что затрудняет работу молдавским пограничникам.

Из-за этого тратилось лишнее время. Тем не менее Румыния участвует в COTIF, что упрощает задачу по оформлению накладных. Ранее эта страна самостоятельно занималась переоформлением всех необходимых документов, а также брала дополнительные сборы за это. По моей оценке, эта ситуация сложилась еще 30 лет назад из-за бывшего руководства дороги, которое не смогло взять на себя эти функции по переоформлению таможенных документов. Теперь же груз можно без труда принимать на двух границах", – рассказал Юрий Гуцу.

Одной из основных целей конвенции COTIF является переоформление железнодорожных перевозочных документов из CIM (единые правовые предписания к договору о международных железнодорожных перевозках) в СМГС и наоборот. Юрий Гуцу пояснил, что это увеличит объем перевозок, а также их доходы за счет повышения уровня транзита. Однако конкретных цифр эксперт не привел.

По словам Мирона Гагауза, ЖДМ рассчитывает ускорить срок перевозки грузов на молдавско-румынской границе за счет упрощения документооборота.

"Ранее необходимо было пересечь сначала один контрольный пункт в Румынии, затем второй в Молдове и предоставлять множество бумаг. После введения конвенции пограничные переходы будут работать совместно с румынскими и молдавскими таможенниками и пограничниками в одном месте. Таким образом, передвижение на этих пунктах упростится. Пока планов о введении новых правил на других направлениях и границах нет. Думаю, в перспективе расширим перечень маршрутов", – прогнозирует главный инженер ЖДМ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152014.03.2020