08-09-18 / 2018
Новости отрасли
Трубе дадут свободный тариф

Кабинет министров планирует ввести свободное ценообразование на услуги нефтепродуктопроводов.

Правительство России в конце августа опубликовало план мероприятий (дорожную карту) по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ, предполагающий, помимо прочего, дерегулирование цен на транспортировку нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам. В РЖД считают, что это решение приведет к непропорциональному развитию транспортных систем.

Напомним, в конце 2015 года ПАО "Транснефть" уже выступало с предложением дерегулировать тарифы на услуги трубопроводного транспорта. Тогда эта инициатива поддержки не нашла.

В ОАО "РЖД" уверены, что дерегулирование тарифов в отношении только трубопроводного транспорта создаст в отношении железнодорожного транспорта неравные (дискриминационные) условия.

"При этом необходимо отметить, что в соответствии с Положением об определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам (приказ ФСТ России № 380-э/2 от 17.08.2005) федеральным органом исполнительной власти в сфере регулирования цен (тарифов) на услуги по перекачке нефтепродуктов тарифы устанавливаются в виде предельного максимального процентного соотношения со стоимостью транспортировки альтернативными видами транспорта, но не более 0,7 от тарифов железнодорожного транспорта по аналогичным маршрутам перевозки нефтепродуктов", – подчеркнул первый заместитель начальника по транспортному обслуживанию Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) РЖД Сергей Тугаринов.

По его словам, в условиях, когда механизм гибкой тарифной политики на железнодорожном транспорте ограничен установленными ценовыми пределами, дерегулирование цен на услуги по перекачке нефтепродуктов позволит "трубе" демпинговать по аналогичным маршрутам перевозки по железной дороге, а возникающие при этом потери компенсировать за счет дополнительных доходов, полученных от перекачки по завышенным ценам на других направлениях.

Другим отрицательным фактором будет уход с железной дороги светлых нефтепродуктов (которые относятся ко II тарифному классу), что усугубляет перекрестное субсидирование и зависимость доходной базы ОАО"РЖД" от структуры перевозимых грузов. Названные выше факторы окажут существенное влияние на снижение конкурентоспособности ОАО "РЖД" по отношению к ПАО "Транснефть".

"Таким образом, учитывая, что границами товарного рынка услуг по транспортировке нефтепродуктов является вся территория РФ (исходя из анализа, проведенного ФАС России), в отношении хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке необходимо применять единый механизм государственного регулирования цен (тарифов)", – резюмировал Сергей Тугаринов.

В "Транснефти" не смогли прокомментировать актуальность этого решения, а также его влияние на дальнейшую конкуренцию трубопроводного транспорта с железной дорогой в сегменте перевозок нефтепродуктов.

Заместитель генерального директора, руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук отметил, что в настоящее время снижать цены трубопроводному транспорту ничего не мешает, в том числе на конкурентных направлениях с железнодорожными линиями, так как ограничения государственными регулирующими органами в лице Федеральной антимонопольной службы РФ действуют только по верхней планке тарифа.

По его словам, для сохранения конкурентоспособности в отдельных сегментах рынка и направлениях перевозок железнодорожному транспорту необходимо развивать мультимодальные услуги, комплексные логистические продукты при биржевой торговле, индивидуально работать с клиентами по выстраиванию долгосрочных контрактов с гарантиями своевременного вывоза грузов и долгосрочной ценовой политикой.

"Одним из направлений такой работы может быть выстраивание ОАО "РЖД" долгосрочной логистики с операторами цистерн, грузовладельцами, нефтебазами и портами", – резюмировал Владимир Савчук.

Советник генерального директора ООО "БалтТрансСервис" Владимир Прокофьев считает, что в этом сегменте не стоит обострять межвидовую конкуренцию.

"Сегодня мы имеем ситуацию, при которой ОАО "РЖД" может предоставлять клиентам скидку в достаточно серьезном диапазоне (до 50%). При этом трубопроводы имеют специализацию – они настроены на передачу крупных объемов одного вида продукции. Таким образом, у железнодорожного транспорта есть определенное преимущество при перевозках авиационного или, к примеру, дизельного топлива. Если "труба" начнет устанавливать цены самостоятельно, тарифы на железнодорожные перевозки также пойдут вниз, в итоге в доходах существенно потеряют все перевозчики", – подчеркнул Владимир Прокофьев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152008.09.2018