29-10-19 / 2019
Новости отрасли
Три тренда государственной политики в отношении железнодорожной отрасли

Руководитель аналитического центра при правительстве РФ Владислав Онищенко обрисовал контуры взаимоотношения государства и дороги

На пленарной сессии "PRO//Будущее пространство 1520. Соперничать или сотрудничать. Где сходятся национальные транспортные интересы?" на форуме PRO//Движение в Сочи выступил руководитель аналитического центра при правительстве РФ Владислав Онищенко. В числе трендов, которые формируются в государственной политике, он, в частности, назвал принцип управления по результатам и пояснил его на примере развития Российских железных дорог.

У государства нет необходимости ставить задачу на строительство конкретного участка дороги. Государство формулирует цель – конечные показатели на 2024 год. И уже задача представителей отрасли выбрать правильную стратегию к достижению этой цели.

Однако в этом году появился новый тренд, перед отраслью впервые встал вопрос: а что будет после 2024 года? Ведь даже краткосрочные и среднесрочные проекты, например, курс на цифровизацию железных дорог, учитывая масштабы страны, занимают годы. И поэтому перед аналитическим центром сейчас стоит задача наметить долгосрочные цели, которые в случае появления дополнительных финансовых возможностей позволят наполнить следующий комплексный план развития транспортной отрасли, который рассчитан на срок до 2030 года.

По ряду отраслей, которые могут и не иметь прямое отношение к железным дорогам, например, Северный Морской путь, такой план развития формируется даже до 2035 года. Для железных дорог 2030 год тоже не может быть условно конечной целью, поскольку реализация проектов в Европе и Африке явно выйдут за эти временные рамки.

Отдельная проблема – развитие сопутствующей инфраструктуры, комплексное развитие территорий. Например, территорий, прилегающих к БАМу-Транссибу или другим транспортным коридорам. Для того, чтобы был сформирован грузопоток или были достигнуты те параметры, которые способствуют увеличению скорости перевозок, необходимо развивать и региональные проекты. В частности, подъездные пути.

Еще один тренд – уход государства из инфраструктурных инвестиций и за счет бюджетных средств. В рамках комплексного плана в целом, бюджетные средства в целом, включая и федеральные, и региональные, не дотягивают до 50% в целом. Для железных дорог – это доминирующий тренд. В инфраструктурных проектах Российских железных дорог федеральных денег как таковых, которые находятся за рамками корпоративных процедур, нет.

И в перспективе, начиная с 2024 года, надо учитывать тот факт, что государственных денег в большом объеме ожидать не стоит. И государство будет только приветствовать и развивать практику привлечения корпоративных средств. В том числе – с помощью сопутствующих институтов, например, государственно-частного партнерства, и других финансовых инструментов: лизинговых схем и т.д.

В заключение Владислав Онищенко обратил внимание на необходимость роста производительности, снижения издержек и предложение конкурентоспособных услуг. В частности, он рассчитывает на выполнение программы цифровизации и улучшение ситуации с кадрами, в том числе – использование системы переподготовки. По его словам, эти факторы и обеспечат конкурентоспособность отрасли.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.10.2019