13-08-19 / 2019
Новости отрасли
Три плюс два

Как стало известно "Гудку", в октябре на Урало-Сибирском и Восточном полигонах Дирекция тяги начнет опытную эксплуатацию технологии вождения соединенных поездов тремя работниками локомотивных бригад. Это позволит получить экономический эффект и увеличить производительность труда.

Сдвоенными поездами начнут управлять два машиниста и помощник. Сегодня соединенные поезда ведут две локомотивные бригады: два человека в головном локомотиве и два – в ведомом в середине состава. Этого требуют действующие нормативные документы ОАО "РЖД".

Однако при разработке Долгосрочной программы развития ОАО "РЖД" до 2025 года в Дирекции тяги посчитали, что при использовании интеллектуальной системы автоматизированного вождения поездов с распределенной тягой (ИСАВП-РТ), которая эксплуатируется на современном подвижном составе, соединяет два локомотива с помощью радиоканала и синхронизирует их управление в режиме распределенной тяги, с задачей ведения сдвоенных поездов могут справиться три человека вместо четырех.

В то же время значительного увеличения нагрузки на оставшихся членов бригады не будет. Бригада будет состоять из машиниста и помощника в ведущем локомотиве и одного машиниста в ведомом. При этом предполагается дополнительно доплачивать машинисту ведомого поезда 30% за поездку.

В конце прошлого года на участке Хабаровск – Ружино Дальневосточной дороги в экспериментальном режиме бригады из трех человек провели 47 соединенных поездов, оснащенных ИСАВП-РТ. Как рассказал "Гудку" начальник технической службы Дирекции тяги Дмитрий Хомченко, испытания показали, что ведение соединенных поездов сокращенным составом возможно, и это незначительно отражается на напряженности труда. Положительное заключение по результатам эксперимента получено от Дальневосточной дирекции тяги.

"На основании анализа поступивших данных от поездок на полигоне Дальневосточной дирекции тяги мы считаем допустимым вождение соединенных поездов в три лица с использованием ИСАВП-РТ", – отметил генеральный директор ООО "АВП Технология" (компания-производитель ИСАВП-РТ. – Ред.) Дмитрий Тихонов.

При этом, однако, пришлось отработать действия сокращенной бригады в ряде нештатных ситуаций (например, разъединение состава по ходу движения), а также скорректировать технологию с учетом того, чтобы один машинист не следовал пассажиром в обратном направлении.

В 2018 году по Дальневосточной дороге прошло 12 840 соединенных поездов, а в этом их количество должно вырасти.

"Урало-Сибирский и Восточный полигоны для опытной эксплуатации мы выбрали потому, что именно там наибольшее количество новых современных локомотивов, оборудованных системой ИСАВП-РТ, и там проводится наибольшее количество соединенных поездов, – сказал Дмитрий Хомченко. – Кроме того, это направление для компании приоритетно в плане увеличения грузопотока, поэтому там экономический эффект будет наиболее заметен".

В Дирекции тяги к 2025 году предполагают вообще отказаться от машиниста в ведомом составе и оставить только двух человек в головном поезде. В прошлом году соответствующая работа была внесена в план научно-технического развития ОАО "РЖД". Однако для этого требуется, чтобы система ИСАВП-РТ уже изначально устанавливалась на локомотив как штатная, а не была дополнительным оборудованием, как сейчас. Ведь пока система только подает команды, но выполнять их все равно должен человек. Поэтому уже ведутся переговоры с производителями локомотивов и АВП Технология, чтобы они учитывали при проектировании возможность управления только с одного поста головного локомотива.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.08.2019