25-03-21 / 2021
Новости отрасли
Третий путь обсудили на берегу

Работы, связанные с увеличением пропускной способности Транссиба, будут проводиться с учетом мнения экологов и общественности

На Восточно-Сибирской дороге 19 марта прошли первые общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду в связи с началом подготовки проектно-сметной документации для строительства третьего пути около Байкала на перегоне Слюдянка-1 – Слюдянка-2 протяженностью около 2,5 км. Железнодорожники убедили собравшихся, что выбрали самый безопасный для окружающей среды вариант. Впервые в практике ВСЖД слушания по проекту прошли до начала разработки технического задания по составлению проектно-сметной документации. В обсуждении приняли участие не только представители заказчика, проектного института и органов власти, но и общественности.

На слушаниях обсуждалось, с какой стороны от уже имеющейся железнодорожной ветки будет укладываться третий путь: со стороны Байкала и со стороны горного массива.

"Нам удалось убедительно разъяснить, что второй вариант нежелателен, поскольку он затрагивает памятник природы регионального значения – "Слюдянское озеро". А со стороны Байкала стройка безопасна, поскольку она не выходит за полосу отвода РЖД и уж тем более не затрагивает водную акваторию. Никаких сбросов в озеро со стороны железной дороги не будет", – рассказал начальник Центра охраны окружающей среды ВСЖД Вячеслав Здор.

Он также отметил, что плюсом обсуждения стал выезд на объект и осмотр предполагаемого под строительство участка. Это сразу сняло очень многие вопросы экспертов и общественников.

Выступивший в ходе слушаний председатель Иркутского отделения Русского географического общества доктор географических наук Леонид Корытный отметил, что при подготовке проектно-сметной документации нужно учитывать не только памятники природы, но и то, затрагивает ли проект строительства участки, связанные с миграцией редких птиц и мест обитания краснокнижных животных. "Железнодорожная ветка – это не только пути, но еще и высоковольтные линии электропередачи. Понятно, что участок в 2,5 км не должен оказать решающего воздействия на птичий мир, но это не значит, что этому вопросу не нужно уделять пристальное внимание", – заявил он.

"Среди прочего нас очень интересовали вопросы, какие именно грунты будут использованы при строительстве третьего пути, где они будут изыматься и какое воздействие могут оказать на окружающую среду, – отметил председатель горного клуба "Байкал", руководитель Федерации альпинизма Иркутской области Григорий Скаллер. – В формате диалога мы получили исчерпывающие ответы. Но, разумеется, общественный контроль экспертов из экологического сообщества должен продолжаться".

Представители ВСЖД ответили и на ряд других вопросов, поднятых на общественных слушаниях. В частности, они касались природоохранных мероприятий, сбора, очистки и утилизации ливневых и талых вод, установки контейнеров для сбора мусора и биотуалетов на природоохранных объектах.

Большое внимание главный эколог ВСЖД уделил вопросам организации производственно-экологического контроля как на период строительства, так и в процессе эксплуатации объекта. Такой мониторинг проводится ежемесячно силами экологических лабораторий по всем показателям и разделам. Также проектом предусматривается оборудование стройки системами контроля выбросов в воздух, сброса сточных вод, мониторинга почвы и другое.

Вячеслав Здор заверил всех собравшихся, что техническое задание для проекта будет подготовлено с учетом мнения всех неравнодушных к судьбе озера Байкал людей. А когда проектно-сметная документация будет подготовлена, пройдет еще и второй этап общественных слушаний. Практика проведения общественных слушаний до начала разработки проектно-сметной документации отвечает договоренностям о сотрудничестве в области природопользования и охраны окружающей среды в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, которые ОАО "РЖД" в августе 2020 года заключило с Иркутской областью и Республикой Бурятия. В соответствии с ними "Российские железные дороги" должны построить 33 устройства для очистки ливневых вод, 26 км шумозащитных экранов, оснастить изоляторы на 159 км линий электропередачи птицезащитными конструкциями, высадить около 80 тыс. саженцев сосны на 49,2 га, передать специализированным организациям 1,102 млн тонн отходов и строительного мусора для утилизации.

Также по инициативе компании в работы по охране окружающей среды включены мероприятия и в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, где проходит Транссиб. В их числе очистка береговой линии озера на участках от поселка Байкал до Таловки, оборудование площадок для бытовых отходов и биотуалетов на территории памятников природы регионального значения "Слюдянское озеро" и "Мыс Шаманский", другие мероприятия.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.03.2021