02-04-24 / 2024
Новости отрасли
Третий этап уже начался

В минувшую среду состоялось совместное заседание комиссий Госсовета по направлениям "Транспорт", "Энергетика" и президиума Правительственной комиссии по транспорту. Участники одобрили паспорт инвестиционного проекта "Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (третий этап)". Наша беседа – о готовности ОАО "РЖД" к началу работ по проекту.

Объемы и параметры

Илья Крашенинников, начальник Департамента капитального строительства ОАО "РЖД"

– Илья Игоревич, когда стартует III этап развития Восточного полигона?

Каковы его общие параметры?

– Можно сказать, что реализация III этапа развития железных дорог Восточного полигона фактически уже начата. ОАО "РЖД" с конца 2021 года в рамках исполнения поручения президента РФ для обеспечения вывоза дополнительного объема угольной продукции из Республики Саха (Якутия) в направлении Ванино – Совгавань и увеличения провозной способности БАМа и Транссиба до 197 млн тонн приступило к проектированию 83 первоочередных объектов на участках Улак – Февральск – Новый Ургал – Комсомольск-Сортировочный – Ванино Дальневосточной дороги.

При этом общие параметры III этапа предполагают реализацию 404 мероприятий для планомерного развития инфраструктуры БАМа и Транссиба. Помимо трех новых тоннелей (Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского) и моста через Амур рядом с Комсомольском-на-Амуре планируется построить 170 вторых главных путей и 69 двухпутных вставок, 137 станций, 9 разъездов, 3 крупных обхода (станции Тайшет, Хабаровского железнодорожного узла, участка Смоляниново – Находка).

Общая протяженность укладываемых путей на БАМе и Транссибе составит более 2700 км. Также предстоит построить около 1200 железнодорожных мостов.

Планируется до конца 2030 года построить 298 объектов, обеспечивающих провоз 210 млн тонн; до конца 2032 года еще 81 объект для достижения показателя в 270 млн тонн; до конца 2035 года еще 25 объектов развития подходов к портам Приморского края.

– Как проходит проектирование, какие предприятия ведут проектные работы, успевают ли они выполнить взятые обязательства?

– Проектирование первоочередных 83 объектов находится в завершающей стадии. Планируется в первом полугодии текущего года передать разработанную проектную документацию в государственную экспертизу с последующим выполнением подготовительных работ. Одновременно с этим ОАО "РЖД" приступает к проектированию дополнительных 215 объектов III этапа развития железных дорог Восточного полигона для обеспечения провозной способности в 210 млн тонн до 2030 года. Все объекты важны и имеют общую цель – увеличение пропускной и провозной способности.

Проектными работами занимается множество проектных организаций, при этом ключевую роль генерального проектировщика играет АО "Росжелдорпроект", филиалы которого имеют уникальный опыт в области железнодорожного проектирования еще с советских времен.

Работа ведется по намеченному плану, проектная документация будет разработана в полном объеме в установленные правительством сроки.

Компетенции и кадры

– У строительного комплекса ОАО "РЖД" есть все необходимые компетенции для проведения работ. А хватит ли техники, кадровых ресурсов? Особенно с учетом продолжения работ II этапа в этом году.

– В части обеспечения трудовыми ресурсами пиковая потребность планируется в 2029 году на уровне 35 тыс. человек. Для восполнения дефицита трудовых ресурсов в пиковый период необходимо привлечение примерно 5 тыс. человек. В пиковый период планируется задействовать около 7 тыс. единиц техники.

Для выполнения запланированных объемов работ строительный комплекс ОАО "РЖД" обладает всеми необходимыми ресурсами. Основные генеральные подрядные организации:

АО "РЖДстрой", ООО "ОСК-1520", ООО "Р-Восток", ООО "ТС Строй", ООО "УК Бамстроймеханизация", ООО "Строительные технологии", в составе которых по субподрядным договорам задействовано более 50 различных предприятий.

К началу строительно-монтажных работ на объектах III этапа основной объем работ по II этапу будет завершен, людские и технические ресурсы будут находиться в регионах расположения новых объектов, что позволит значительно сократить время для полномасштабного разворота работ на объектах строительства, так как, по сути, это будет продолжение большой программы развития железных дорог Восточного полигона.

В числе основных факторов, обеспечивающих успех своевременного выполнения задач, необходимо отметить отлаженную логистику доставки строительных материалов на объекты благодаря наличию подъездных автомобильных дорог, построенных в рамках II этапа. Это позволит в максимально сжатые сроки приступить к выполнению основных строительно-монтажных работ по устройству земляного полотна для вторых главных железнодорожных путей и строительству искусственных сооружений.

А наличие развернутых рабочих городков, материально-технических баз с оборудованными площадками хранения материалов и оборудования даст возможность заблаговременно обеспечивать объекты необходимыми ресурсами.

ОАО "РЖД" в рамках реализации II этапа занимается отведением карьеров (оформление ведется в отношении 88 карьеров на территории пяти субъектов РФ), что позволит заблаговременно и в полном объеме обеспечить объекты строительства нового этапа инертными материалами.

– Стройкомплекс РЖД успешно справился с задачами модернизации Восточного полигона на I этапе. Справляетесь и с работами II этапа?

– Да, первый этап развития Восточного полигона завершен. Целевой показатель Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры по суммарной провозной способности магистралей в 144 млн тонн в год достигнут в 2021 году. При этом обеспечено выполнение верхней границы целевого показателя паспорта проекта по вывозу угля и руды с основных месторождений Восточного полигона в размере 124,9 млн тонн (66,8 млн тонн дополнительно к уровню 2012 года).

К проектно-изыскательским работам по объектам II этапа развития Восточного полигона приступили в 2018 году. В 2022-м завершилась разработка проектной документации, приступили к выполнению строительно-монтажных работ. За 2022-2023 годы отсыпано 36 790,4 тыс. куб. м земляного полотна, уложено 771,4 км путей и 84 комплекта стрелочных переводов, установлено 2500 опор контактной сети, выполнена раскатка 246,5 км контактного провода, прокладка 11 460,3 км кабеля автоблокировки. В этот период 66 объектов введены во временную и два объекта в постоянную эксплуатацию.

По итогам 2022 года обеспечено достижение целевого показателя по суммарной провозной способности восточных магистралей в объеме 158 млн тонн в год, а по итогам 2023 года – 173 млн тонн в год.

В 2024 году планируется выполнить отсыпку 17,1 млн куб. м земляного полотна, укладку 817 км верхнего строения пути, устройство 377 км контактной сети, 4,5 тыс. км кабеля сигнализации, централизации и блокировки, а также строительно-монтажные работы по реконструкции и строительству 589 объектов искусственных сооружений.

Для выполнения запланированных работ в пиковый период 2024 года планируется привлечь на объекты строительства около 33 470 человек и 7780 единиц техники.

По итогам 2024 года планируется обеспечить достижение суммарной провозной способности БАМа и Транссиба в объеме 180 млн тонн в год.

Вызовы и решения

– С какими сложностями сталкиваются строители при реализации проектов на востоке?

– Проекты развития инфраструктуры Восточного полигона представляют собой комплекс капиталоемких и технологически сложных мероприятий. Строительно-монтажные работы на объектах выполняются в условиях действующего железнодорожного сообщения. Это обстоятельство не дает возможности производить работы на объектах инфраструктуры в непрерывном режиме, только в строго отведенный временной диапазон – в технологические "окна".

Реализация проектов осуществляется в сложных климатических условиях региона (ранняя зима, поздняя весна) с разнообразным рельефом – начиная от бескрайних болотистых степей и заканчивая горной местностью. Быстрые и мощные реки в период паводка становятся непреодолимым препятствием.

Так, значительное влияние на выполнение плановых параметров оказала неблагоприятная паводковая ситуация на Дальнем Востоке в 2021 году. Большие объемы осадков с середины июня прошлого года спровоцировали три волны поднятия уровня рек и грунтовых вод, что привело к размытию подъездных дорог, разрушению мостов, затоплению строительных объектов. Режимы ЧС вводились в отдельных районах Забайкальского края, Амурской области, Хабаровского края. МЧС России приравняло паводковую ситуацию в Забайкальском крае и Амурской области к чрезвычайной ситуации межрегионального характера и установило федеральный уровень реагирования. Аналогичная паводковая ситуация была только в 2013 году. Неблагоприятная ситуация привела к задержкам в доставке материалов, техники, новых вахтовых смен, выполнении строительных работ. Часть людей и материально-технических ресурсов подрядных организаций были направлены на ликвидацию последствий на пострадавших дорогах, водопропускных трубах, мостах, в том числе на разрушенный паводком мост на перегоне Куэнга – Укурей Транссибирской магистрали. По причинам ликвидации чрезвычайной ситуации на дорогах Восточного полигона вводились ограничения погрузки грузов, было отменено 454 технологических "окна".

Санкционные ограничения западных стран повлияли не только на рост цен на различные материально-технические ресурсы, но и нарушили без того непростые логистические связи. Вследствие глобального изменения структуры логистических цепочек мы столкнулись с трудностями в поставках оборудования связи, электроснабжения, систем автоматической централизации и блокировки.

На темпы строительства значительно повлияла нехватка запасных частей для используемой строительной техники, машин, механизмов и прочего оборудования. При этом выстраивание новой логистики и поиск новых поставщиков происходили в условиях непрекращающегося строительства объектов. Указанные факторы повлекли за собой дополнительные издержки.

И в этих условиях компания "РЖД" из года в год демонстрирует динамичный рост объемов производства работ по развитию инфраструктуры Восточного полигона, обеспечивая выполнение задач, поставленных президентом и Правительством РФ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.04.2024