27-02-14 / 2014
Новости отрасли
Трещину в боковой раме выявят токопроводящие дорожки

В прошлом году обстановка с обеспечением безопасности движения в вагонном комплексе РЖД резко обострилась. 37 изломов боковых рам тележек грузовых вагонов привели к семи крушениям и 27 сходам подвижного состава.

Только на Северной дороге за год было отцеплено в ремонт 2280 грузовых вагонов по подозрению на трещины в боковых рамах тележек. И всего на 1121 вагоне подтверждены подозрения средствами неразрушающего контроля. То есть более половины вагонов отцеплены ошибочно.

Вместе с тем в пунктах технического обслуживания имеют место пропуски дефектов литых деталей тележек.

Основным звеном в борьбе с литейными дефектами в эксплуатации был и остается осмотрщик-ремонтник вагонов. В повседневной работе он применяет малоэффективные приспособления: лупу с десятикратным увеличением, смотровую штангу с зеркалом, фонарь, щетку. Поиск дефектов ведется лишь на визуальном уровне при натурном осмотре боковых рам. Но в большинстве случаев дефекты развиваются в невидимой для осмотрщика зоне радиуса R55 боковой рамы. Выявить их крайне затруднительно.

На мой взгляд, всецело полагаться на осмотрщика, который без современных средств диагностики безошибочно обнаружит зарождающуюся трещину, нельзя. А в условиях ремонтного депо процесс выявления трещин весьма трудоемок и дорог, многие дефекты далеко не всегда можно найти существующими способами дефектоскопии.

Что же делать? Переходить на современные технологии обнаружения трещин. Хочу предложить способ, который позволит при минимальных затратах и без увеличения времени на осмотр поезда своевременно обнаружить усталостную трещину или очаг ее зарождения на поверхности боковых рам тележек. Он не потребует ни специального места для проведения проверки, ни вмешательства оператора. При этом проверяемая деталь может находиться в труднодоступном месте, к примеру в зоне радиуса R55. По контуру поверхности рамы на диэлектрический слой перпендикулярно предполагаемому направлению распространения трещины наносятся токопроводящие дорожки. В качестве материала можно использовать электропроводную пасту на основе дисперсного серебра или иного токопроводящего материала. По сути это датчики обнаружения трещин, соединенные между собой с одного конца. В место соединения периодически подается ток, а с другой стороны дорожек регистратор проверяет на каждой наличие напряжения.

Отсутствие напряжения хотя бы на одной дорожке указывает на образование трещины на поверхности рамы или на предпосылку к ее образованию. Опрос состояния токопроводящих дорожек производит осмотрщик вагонов с помощью мобильного устройства, работа которого в совокупности с регистратором повреждений дорожек основана на методе электромагнитной индукции. В ходе проверки осмотрщик подносит устройство к поверхности регистратора. При обнаружении дорожек с отсутствием напряжения (разрыв) формируется сигнал (звуковой, световой) или информация о повреждении передается на мобильное устройство с помощью радиосигнала. Осмотрщику остается зафиксировать повреждение в соответствии с классификатором основных неисправностей грузовых вагонов.

Внедрение этого способа повысит безопасность движения поездов, автоматизирует работу осмотрщика и исключит ошибочные отцепки вагонов по подозрению на трещину в боковой раме.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.02.2014