Павел Иванкин, председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Инвестиции в инфраструктуру являются наиболее стабильными.
В железнодорожной отрасли есть проекты, которые реализуются на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). К примеру, строительство железной дороги Кызыл – Курагино уже начато на основании решения правительства. По этой же схеме сегодня реализуется проект Северного широтного хода. В то же время участники перевозочного процесса видят в дальнейшем серьезные риски, к примеру, как будут использоваться пропускные и провозные способности ОАО "РЖД" при реализации проектов на условиях ГЧП, возможна или невозможна приоритизация.
На мой взгляд, действующее сегодня законодательство требует актуализации в части недискриминационного доступа к инфраструктуре. Во всех остальных проектах, как мне кажется, нормативная база вполне отвечает всем требованиям, и здесь уже просто вопрос распределения рисков и ответственности при реализации таких проектов.
С одной стороны, есть монополия, у которой есть ограничения по инвестиционной программе, по финансовому плану, они ежегодно корректируются. С другой – есть инвесторы, у которых планирование идет на три – пять лет, и для них очень важно понимание сроков окупаемости. Таким образом, возникает конфликт интересов как раз в рамках действующего законодательства, хотя на уровне концессионных соглашений все эти риски можно минимизировать.
Если рассматривать факторы, которые сдерживают вложение частного капитала в проекты на условиях ГЧП, это не очень стабильная макроэкономическая ситуация. В связи с этим потенциальные инвесторы смотрят на такие проекты с некой опаской, ведь любой проект с ГЧП "длинный", а не тот, который окупится за три – пять лет.
Тем не менее в сегодняшних условиях за счет волатильности на рынках инвестиции в инфраструктуру являются, наверное, наиболее стабильными. Однако необходимо, чтобы государство более или менее четко прописало все правила игры в рамках ГЧП, о чем мы все говорим последние лет пять точно. До сих пор нет открытых, прозрачных механизмов, институтов, законодательства, которое регламентировало бы досконально все эти процессы. И это сдерживает. И если бы эти механизмы были, мне кажется, поток инвестиций уже в реальных экономических условиях был бы гораздо больше.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 12.11.2019 |