14-01-13 / 2013
Новости отрасли
Транзитный потенциал необходимо использовать в интересах отечественной экономики

Энгельс Гагарский, начальник центра межотраслевой координации СоюзМорНИИПроекта: На протяжении веков магистральный транспорт России служил мостом в обеспечении торговых связей стран Средней Азии и Европы.

Разработанная ещё в самом начале формирования железнодорожной сети колеи 1520 мм генеральная схема железных дорог учитывала дальнейшее развитие в азиатском направлении.

Правда, после распада СССР на какой-то период Россия уступила свою роль ведущей транзитной державы внешней торговли бывших союзных республик. Потребовалось более двух десятилетий опережающих темпов развития морских портов, чтобы устранить диспропорции и привести их инфраструктуру в соответствие потребностям отечественной экономики, во многом переориентировавшейся на экспорт.

В последние годы, несмотря на мировой экономический кризис, объемы перевалки грузов через российские порты сохранили положительную динамику, продолжается активное портовое строительство и ввод новых мощностей перегрузочных комплексов. Опережающими темпами растут контейнерные перевозки.

Так, в 2011 году их прирост через порты страны составил 19,7%. По итогам 9 месяцев 2012 года контейнерные перевозки через порты увеличились на 8,7%, достигнув 31,8 млн тонн во всех видах сообщений, включая каботаж. По оперативным данным Минтранса РФ, в 2012 году отмечен рекордный объем контейнерных перевозок через отечественные морские порты.

Считаю, что строительство новых портовых терминалов является наиболее удачным примером государственно-частного партнерства не только на транспорте, но в целом в народном хозяйстве. Российский бизнес продолжает проявлять интерес к участию в реализации крупных инфраструктурных проектов в морских портах. Ведущие экспортеры стремятся закрепить свои конкурентные позиции на рынке, участвуя в развитии терминалов, гарантируя себе ритмичную отгрузку своих товаров и соблюдение сроков поставок по внешнеторговым контрактам.

В рамках создания Таможенного союза ожидается приток инвестиций в портовые комплексы также со стороны ведущих компаний Казахстана и Белоруссии. Соответственно, российские порты получили возможность в большей мере выделять имеющиеся производственные мощности для перевалки транзитных грузов. В 2011 году их объем составил 104 млн тонн.

С учетом предоставления при транзите иностранным компаниям сопутствующего сервиса по экспедированию, обработке и хранению грузов и других услуг это увеличивает валовой национальный продукт России не менее чем на $1,4 млрд в год. В результате растут доходы госбюджета, а также региональных и местных бюджетов.

Уверен, что с образованием Таможенного союза тенденция по росту объемов транзита из стран СНГ заметно усилится. Ведь теперь стороны обязаны принять меры по предоставлению всем участникам внешнеторговой деятельности союза равных условий доступа к транспортной инфраструктуре.

Кроме того, таможенное оформление передается на внешние границы стран союза. Это существенно упростит транзит и сухопутную торговлю России с Узбекистаном, Киргизией и Туркменией. Товарообмен этих стран за десять месяцев 2012 года увеличился на 9,3%, составив $56,8 млрд. Вырос на 4,7% и объем торговли данных государств с третьими странами. Поэтому можно прогнозировать рост казахстанских, а также белорусских грузов в российских портах.

Большое позитивное значение имеет завершение строительства и ввод в эксплуатацию в 2012 году железнодорожной линии Узень (Казахстан) - Кызылкая - Берекет - Этрек (Туркмения), входящей в транснациональный международный транспортный коридор "Север - Юг".

Усилит транзитный потенциал России мультимодальный маршрут из Китая по кратчайшему географическому направлению через Казахстан, участки Транссиба и других линий на территории России, а также по Балтийскому морю с минимальным количеством пересекаемых границ. Использование маршрутных железнодорожных контейнерных поездов и быстроходных крупнотоннажных морских паромов по согласованному расписанию позволит обеспечить транзитное время на маршруте Китай - Германия в 10-12 суток при минимальной себестоимости транспортных услуг. В соответствии с предлагаемой Евросоюзом схемой участок международного транспортного коридора из Китая в страны Центральной Европы также коснется территории России на направлении Астрахань - порт Кавказ. При этом по железнодорожноавтомобильным паромным линиям на Варну (Болгария) наша страна сможет доставлять грузы и в Придунайский регион.

Надо сказать, что для ускорения доставки грузов в нашей стране построили за последние годы целый ряд международных морских паромных переправ.

Железнодорожно-паромные перевозки открыты через новый комплекс в порту Махачкала на Актау (Казахстан) и Туркменбаши (Туркмения), через порт Кавказ на Украину и в Болгарию, через порт Поти в Армению. После строительства порта Усть-Луга такое регулярное сообщение связало нашу страну с Германией.

Совсем недавно вступила в строй новая железнодорожнопаромная линия порт Кавказ - порт Самсун (Турция). На всех переправах грузы перевозятся в подвижном составе колеи 1520 мм, что соответствует долгосрочной стратегии ОАО "РЖД".

Морские паромные сообщения ускоряют доставку продукции. Весьма эффективны они и при перевозках различных опасных грузов, когда пересечение дополнительных сухопутных границ связано со сложными согласованиями, а также с различием габарита и ширины колеи.

Еще один перспективный транзитный коридор - Северный морской путь. Его протяженность составляет около 7600 миль, в то время как морской маршрут из Азии в Европу через Суэцкий канал вдвое длиннее. К тому же по этому пути можно доставлять грузы из Архангельска в порты Камчатки, продукцию Норильского комбината - в страны Азии.

Сейчас объем перевозок по Севморпути составляет 1,6 млн тонн в год, что почти в 4 раза меньше показателей 20-летней давности. Однако из-за потепления климата период летней навигации на нем возрос с 3 до 5 месяцев, что создает предпосылки для роста грузопотока вдоль арктического побережья. Не случайно в июле 2012 года президент Владимир Путин подписал закон о создании администрации Севморпути в форме федерального казенного учреждения. Оно будет принимать заявления на право плавания в его акватории, в том числе и от иностранных судовладельцев.

Уже началось строительство нового порта Сабетта на восточном побережье Ямала для вывоза углеводородов Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. Сжиженный природный газ планируют вывозить арктическими судамигазовозами, а газовый конденсат - танкерами.

В качестве эксперимента крупнотоннажный танкер "Владимир Тихонов" доставил недавно 120 тыс. тонн газового конденсата из Мурманска по Севморпути в Тайвань.

Так что, как видим, выгодное географическое положение России гарантирует ей участие в системе международных транзитных перевозок на целом ряде стратегически важных направлений. Важно только правильно распорядиться этими преимуществами в интересах отечественной экономики.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.01.13Выгодная география