07-03-25 / 2025
Новости отрасли
Транзит удобрений укрепляет позиции МТК «Север – Юг»

Два контейнерных поезда с белорусскими удобрениями отправлены в Китай по восточному маршруту международного транспортного коридора (МТК) "Север – Юг". В "РЖД-Логистике" заявили о планах увеличивать объемы перевозок, что свидетельствует о растущем интересе грузоотправителей к альтернативным маршрутам.

Корректировка прогнозов

К 2027 году грузопоток на западном маршруте МТК "Север – Юг" должен достичь 20 млн тонн в год, сообщил первый заместитель генерального директора РЖД Вадим Михайлов на Веронском Евразийском экономическом форуме в конце 2024 года. Однако ранее рассматривались более амбициозные планы: 30 млн тонн к 2025 году и 35 млн тонн к 2030 году.

Проблемы на маршрутах

Несмотря на востребованность коридора, в его работе остаются организационные сложности. Так, генеральный директор ГК "РусИранЭкспо" Александр Шаров на вебинаре Российского экспортного центра отметил, что в Иране груз может покинуть порт без разрешительных документов. Это связано с тем, что иранские компании научились эффективно работать в условиях санкций.

МТК "Север – Юг" остается перспективным направлением, соединяющим Санкт-Петербург с Мумбаи и охватывающим рынки 14 стран. Грузоотправителям предлагаются три маршрута: восточный – по железной дороге, западный – комбинированный (поезд + автотранспорт), транскаспийский – с использованием морских перевозок.

Цены и тарифы

На маршруте работают как российские, так и иранские перевозчики, причем ставки на транспортировку у них схожие. По данным Шарова, в конце 2024 года доставка фанеры из Сыктывкара в Астару 40-футовым контейнером обходилась в 3,8 тыс. рублей (со скидкой). Стоимость аренды вагона варьируется и зависит от его типа и эксплуатационной колеи. Средний тариф на перевозку грузов по железным дорогам Ирана составляет $16 за тонну для минеральных удобрений и $24 – для остальных грузов. Однако грузоотправители могут договариваться об индивидуальных скидках.

РЖД-Логистика снижает тарифы

С июля 2022 года компания "РЖД-Логистика" активно развивает перевозки по МТК "Север – Юг". Благодаря оптимизации тарифов и логистических схем с августа 2023 года себестоимость перевозки по восточному маршруту сократилась на 50%.

"Если сегодня уже есть сквозная нитка графика от Москвы до Серахса, то в ближайшее время иранские коллеги соединят ее со своим графиком, и путь от Москвы до порта Бендер-Аббас будет занимать около 10 суток", – сообщили в пресс-службе компании.

С 2022 года объем перевозок на маршруте значительно вырос. В апреле 2023 года были организованы регулярные отправки из Челябинска. Сейчас контейнерные поезда следуют из Москвы, Северо-Запада, Урала и Западной Сибири в Иран, Индию и страны Персидского залива. В декабре 2023 года частота отправок достигла четырех поездов в месяц. Однако, как отмечает Шаров, реальный грузопоток пока ниже заявленных объемов, и на практике курсируют лишь два поезда ежемесячно.

В 2023 году по восточному маршруту МТК впервые были отправлены рефрижераторные контейнеры, что открыло новые возможности для перевозки скоропортящихся товаров.

Господдержка и перспективы

В декабре 2024 года первый замглавы РЖД Сергей Павлов заявил, что прорабатывается механизм субсидирования грузоотправителей через Российский экспортный центр. Также с 2025 года планируется господдержка логистических операторов в рамках нацпроекта "Международная кооперация и экспорт".

Развитие транзита

В конце февраля 2025 года по МТК "Север – Юг" были отправлены два контейнерных поезда с калийными удобрениями из Белоруссии в Китай. В "РЖД-Логистике" рассматривают эту поставку как тестовую, но планируют долгосрочное сотрудничество.

"Мы все отчетливее видим тенденцию того, что производители переориентируются на альтернативные рынки сбыта, что позволяет диверсифицировать цепочки поставок", – отметил заместитель генерального директора АО "РЖД-Логистика" Дмитрий Крюков.

МТК "Север – Юг" остается стратегически важным маршрутом, который продолжает развиваться, несмотря на организационные сложности. Его потенциал привлекает грузоотправителей, и в перспективе коридор может стать одним из ключевых логистических направлений для России и ее торговых партнеров.


 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

07.03.2025